Примерное время чтения: 5 минут
56

Инвалидов лишают общения и работы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18 05/05/2004

Равнодушие государства в лице отдельных чиновников, которые одним росчерком пера способны лишить инвалидов права на полноценную жизнь, иногда поражает до глубины души. Правительство Петербурга подготовило распоряжение о ликвидации городских лечебно-производственных мастерских, где работают более 700 инвалидов с нарушениями в умственном развитии. Это значит, что все они будут лишены работы и привычного круга общения.

Здесь работал Шемякин

У лечебно-производственных мастерских N 2 давняя история. Они были организованы сразу после Великой Отечественной войны в 1947 году. Уже более полувека сюда приходят на работу инвалиды с нарушениями в умственном развитии - те, кто может трудиться только в специально созданных условиях. Легенда гласит, что в свое время здесь работал Михаил Шемякин, после того как органы упекли его в "дурку". Но это уже другая история.

Сегодня в мастерских N 2 работает 86 инвалидов I и II групп психоневрологического профиля. Работу выполняют монотонную, нудную, на которую нормальный здоровый человек не пойдет. Им же, по особенностям диагнозов, как раз такая и нравится. Работы много. Заказчики приезжают даже из других регионов. Недавно здесь делали большой заказ московского ГИБДД: клеили пакеты для рекламной акции гаишников.

"Мы могли бы трудоустроить и больше инвалидов, - говорит директор мастерских Елена Кулагина, - но если раньше к нам инвалидов направляли психоневрологические диспансеры, то сегодня, по непонятным причинам, этого не происходит. Мы сами их разыскиваем. Родители инвалидов с удивлением и радостью узнают о нашем существовании. Теперь они в ужасе от того, что нас ликвидируют".

Плюнули в душу

В пояснительной записке к постановлению о ликвидации лечебно-производственных мастерских, подписанной председателем Комитета по здравоохранению Юрием Щербуком, написано: "Функционирование данных предприятий не отвечает основной цели их создания - обеспечение трудовой и социальной реабилитации больных психическими заболеваниями". Правда, по словам директоров, ни один чиновник ближе ста метров ни к одной мастерской не подходил.

"Чему мы не соответствуем? - возмущается Елена Кулагина. - Больные получают трудовые навыки, учатся приходить на работу вовремя, находиться в коллективе. Отработав несколько лет у нас, многие устраиваются на обычное производство. Они меняются прямо на глазах. Андрюша К. пришел к нам в 18 лет. У него руки были, как птичьи лапки, - не мог взять палочку со стола. Считать не умел. Два года ездил на работу вместе с мамой. Сейчас приезжает к нам сам. Научился считать по 10 и сделанную работу выкладывает кучками. Стал самостоятельным, а его мама смогла устроиться на работу".

В мастерских N 2 инвалиды не только работают. Многие просто приходят сюда общаться. Директора между собой называют мамочкой, мастера - папочкой. "Они же как дети, - говорит Елена Кулагина. - Заболеют, день-два дома просидят - и бегут в мастерские, недолечившись. Дома скучно. А мы праздники регулярно организуем, психолог с ними занимается, они рисуют, лепят. Вот смотрите - это Володя Урюпов нарисовал. У него эпилепсия, руки трясутся так, что кисточку с трудом держит, а какую красоту изобразил". Хотели в мастерских организовать еще студию пластики и пантомимы, музыкальное лечение. Все это - на заработанные средства, без малейшей помощи от государства. Похоже, теперь на этих планах придется поставить крест.

За кусок земли

И родители инвалидов, и сотрудники уверены, что дело не в том, что мастерские плохо работают. Дело в занимаемых ими помещениях, которые расположены не в самых плохих районах города. Все 15 тысяч квадратных метров земли, которые занимают 12 лечебно-производственных мастерских, переписаны и учтены в ликвидационных документах. На многие лакомые кусочки земли уже есть претенденты. Так, в Петроградском районе на Большой Разночинной на месте мастерских N 2 должен появиться элитный жилой дом. Говорят, что идея выселения пришла в голову еще прежнего градоначальника. Разрезая ленточку на открытии суда в соседнем здании, Владимир Яковлев выглянул в окно, увидел дворик мастерских, окруженный двухэтажными производственными корпусами, и велел немедленно разобраться и застроить. Новая администрация продолжает ту же политику. Попытки руководителей мастерских достучаться до здравого смысла чиновников пока безрезультатны.

Никто не против строительства на месте мастерских жилого дома. Можно было бы переехать в другие приспособленные для производственных нужд помещения, но мастерские просто ликвидируют! Нет предприятия - нет проблемы. Обещают, что потом систему трудовой реабилитации инвалидов организуют заново. Когда? Неизвестно. Средств-то в городском бюджете на это не заложено. Это значит, что инвалидов на неопределенный срок, а может и навсегда, предоставят самим себе. "Многие у нас проработали всю жизнь, - говорит Елена Кулагина. - Недавно мы чествовали пятерых блокадников. Теперь я должна буду сказать им, что нас ликвидируют и они никому не нужны. Я не знаю, как это сделать".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах