У Мариинского театра появились новые производственные мастерские, в которых сейчас близится к завершению изготовление декораций к опере Римского-Корсакова "Снегурочка". Ее премьера состоится 26 и 27 апреля. Как известно, старинные мастерские на улице Писарева сгорели в прошлом году. Театру и до этого было тесновато, приходилось арендовать помещения. Но цеха трудились героически. Руководство все это время искало по городу подходящие помещения, государство выделило деньги, и вот, наконец, в декабре - купили.
Битва в пути
...Даже не видя макета декораций к "Снегурочке", можно предположить, что они должны быть снежно-белыми - как же еще изобразить зиму! Ну и изготовлять такое можно, наверное, только в стерильных условиях. Войдя с такими вот представлениями в мастерские, я была обескуражена, потому что попала в самый обычный заводской цех из советского времени. Впрочем, у художника-постановщика Георгия Цыпина есть идея "показать мир оперы через Петербург".
Мастерские будут соответствовать мировым стандартам, но и сейчас начальник комбината Василий Иванович Сибирцев доволен и с энтузиазмом повествует:
- Мы купили эти помещения на Киевской улице всего три месяца назад. Здесь был завод, потом они превратили это в склады, территорию захламили. Мы вывезли 600 кубов мусора. Сейчас составляется план реконструкции и развития мастерских, но главное, что мы уже начали работать! Делали декорации к "Носу". Сейчас здесь трудится человек 80, а будет 200. Уже работают два цеха: изготовления декораций из металла - и деревообработки. Помещения огромные, беспролетные, 17 метров ширина, 12 - высота. Здесь не просто удобно собирать декорации, мы смоделировали участок, по габаритам равный сцене Мариинского. На этом испытательном стенде можно будет полностью поставить декорацию с подсветкой, подзвучкой, сдать ее работникам сцены, потом промаркировать, упаковать и доставить в театр. До этого монтировали декорации прямо на сцене. Наши мастерские - самые крупные в стране по объемам работ, нигде нет сильнее, профессиональнее коллектива. Комбинат изготавливает все, что зритель видит на сцене и на артистах, вплоть до обуви и париков.
- Василий Иванович, так и подмывает задать вопрос, как вашему тезке Чапаеву: а армией командовать сможете?
- У меня 300 человек, и мы делаем 8-10 спектаклей в год, а в Большом театре - 400 и делают 2-3 постановки. Там все отдают подрядчикам: заплатил - и голова не болит. Может, они на гособеспечении, а нас Гергиев заставляет деньги считать, мы работаем на те средства, которые зарабатывает театр.
Последние года три из-за нехватки площадей тоже вынуждены были процентов 40 декораций отдавать на сторону. Работа получалась в два раза дороже. Теперь положение исправляется.
Стульчик Снегурочки
...На дощатом настиле - гигантский двухголовый волк из прозрачного материала. По соседству рабочие варят для него каркас из металлических трубок. Прозрачный материал - стеклопластик, фигуру волка можно будет подсвечивать разным светом.
В цехе деревообработки изготавливают главную часть декорации - огромный круг, на котором рядом с артистами будут и волк, и дракон, и снежинки, и льдинки, и: пальма. Так видит сказочный лес художник-постановщик Георгий Цыпин. Поднимаясь, круг превратится в древнее ярило - солнце. Круг сверкает, потому что обклеен зеркальным пластиком. Материал этот очень дорогой, закуплен в Израиле. Изначально он создавался для военной промышленности, так что в декорациях используются самые передовые разработки. Начальник комбината Василий Иванович когда-то работал в кораблестроении, он считает, что строительство декорации не менее ответственно, и лично демонстрирует надежность хрустального стульчика. На него присядет Снегурочка, ну а Сибирцев для убедительности даже встает на сиденье.
Как всегда, декорации делаются в сжатые сроки. А потом по традиции рабочих пригласят на генеральную репетицию. По их словам, полностью внимать искусству мешает "профессиональная болезнь" - не столько слушаешь оперу, сколько придирчиво приглядываешься к декорациям.
...Художник-постановщик Георгий Цыпин, хоть и живет последние четверть века в Нью-Йорке, неоднократно работал в Мариинском, ставил "Войну и мир", "Зигфрида", "Гибель богов". В предпремьерные дни часто бывает в мастерских. Он поясняет, что при работе над сценографией важной темой стало "ощущение мира как сна, увиденного глазами Снегурочки - полуребенка и пришельца: Многое в спектакле сделано с ощущением русского авангарда начала ХХ века. В мужиках и бабах Малевича есть сочетание примитива, древности и космичности".