Зоркий глаз, твердая рука, знание законов геометрии - всех этих качеств хорошему игроку не хватит, чтобы выиграть серьезный турнир по трик-шоту, или артистическому бильярду. Чтобы кульбиты шаров на зеленом сукне оценить по достоинству, судьи измеряют даже: уровень шума, издаваемый зрителями. Вот почему принять III чемпионат Европы по трик-шоту из всех петербургских бильярдных оказался способен только клуб "Лидер". 6 и 7 марта здесь с нетерпением ждут и ведущих мастеров Старого Света, и 2000 зрителей.
"Бабочки" и "коленвалы"
Зрители канала "Евроспорт" довольно часто натыкаются на странное зрелище, напоминающее не то карточные фокусы, не то развлечения великих бильярдистов. Деревянный кий будто превращается в волшебную палочку: с одного удара шары разбегаются "бабочкой", падают в лузы по 14 штук за раз. Или приближаются к цели один за другим, подобно суставам коленвала. Или шар, попадая в другой шар, по дороге к лузе обгоняет своего "приятеля" на пару секунд и т. д.
В арсенале мастера артистического бильярда "фирменных" трюков найдется сотни полторы-две. Когда-то их действительно придумывали, чтобы подурачиться перед друзьями-соперниками и потешить публику. Но в начале 90-х годов ХХ века трик-шот быстро пошел в гору. Возникла Всемирная ассоциация мастеров трик-шота (WTSAA). Телевизионные трансляции получили колоссальный рейтинг, а видеокассеты с проделками виртуозов начали расходиться огромными тиражами. В трик-шот стали переходить профессиональные игроки, чемпионы мира по пулу и снукеру. К примеру, легендарный американец Майк Массе, давший свое имя одному из самых сложных бильярдных ударов, оставил любимый POOL-9, а после объехал с показательными выступлениями 48 американских штатов, Канаду, пол-Азии, 15 стран Европы, несколько африканских стран. Даже в Москву заглянул.
Шутки итальянского полицейского
И все же родиной отечественного трик-шота считается Петербург. В 1999 году в одном из казино северной столицы прошел первый в России показательный турнир по артистическому бильярду. Участие в нем принял другой американец, Том Россман по прозвищу Доктор Кий. Майку Массе он годится в сыновья. Но по части бильярдных фокусов преуспел, да и артистическими способностями природа его не обделила. Нынче Россмана тоже ждут в "Лидере" - он значится спортивным директором III чемпионата Европы. Скорее всего, знаменитый шоумен не устоит и перед искушением блеснуть мастерством.
Среди тех, кто будет соревноваться, выделяется Стефано Пелинга. Прежде чем стать главным бильярдным виртуозом Италии, Стефано успел послужить в полиции и повоевать с мафией. В артистическом бильярде синьор Пелинга нашел себя в 1990 году. К концу 90-х он отметился престижными местами на множестве крупных турнирах по трик-шоту. А на чемпионате мира в октябре 2001 года в Виллингене (Германия) Стефано завоевал титулы "Чемпион мира по ударам "Массе", "Чемпион мира по винтовым и нестандартным ударам" и получил награду "Лучшая техника и спортивное мастерство".
Кроме 200 невероятных "шотов" из репертуара Пелинга зрителей восхищает звуковое оформление его номеров. Стефано придумал специальное часовое шоу, по ходу которого сопровождает проделки на сукне юмористическими стихами и анекдотами. 75 уникальных ударов со словесными прибаутками он записал на видео, назвав программу "Магия бильярдных ударов". При этом сам виртуоз утверждает: "Артистический бильярд не является волшебством. Все, что мы проделываем на зеленом сукне, это результат многолетнего изучения и тяжелой работы на тренировках".
Шары гонять или сами разбегутся?
Арсенал российских мастеров артистического бильярда пока беднее, чем у европейцев. Михаил Мосин, представлявший в 1999 году в Питере этот вид спорта, считает, что сильным российским игрокам-бильярдистам не хватает мастерства и фантазии.
Трюковые удары делятся на две категории. Эффект одних определяется расстановкой шаров на столе - по тому же принципу зрителей впечатляют "картинки" из грамотно выстроенного и падающего домино. А есть трюки, в которых все зависит от мастерства удара. Россия отстала от Европы во многом потому, что наши игроки слишком увлекались "доминошным" принципом и позволяли шарам разбегаться "самим". Тогда как Россман, Пелинга и остальные шлифовали технику. Впрочем, в последние годы ситуация меняется. Тот же Михаил Мосин (кстати, по профессии - фотограф) выиграл чемпионат Европы 2002 года по артистическому пулу в номинациях "Массе" и "Перескок". Интересно будет посмотреть, и на что способен многократный чемпион России по пулу и русскому бильярду Максим Сталев.
Судить турнир будут главным образом иностранцы из Европейской федерации лузного бильярда (EPBF). Оценку за децибелы они приплюсуют к оценкам за сложность исполняемого трюка и качество удара.