В Петербурге стартует второй этап жилищной реформы. И в Смольном, и в районных администрациях, а особенно в жилконторах, сегодня полно людей, мечтающих ограничить преобразования повышением квартплаты (как уже было при Владимире Яковлеве). Чтобы двигать реформу дальше и перевести ЖКХ на рыночные рельсы, Валентине Матвиенко требуется изрядная политическая воля.
ПроРЖАвевшая система
Конкуренция в жилищной сфере могла начаться еще в 2003 году. Дочерняя компания одной крупной российской корпорации предлагала жилищникам себя в качестве субподрядчика. Она готова была взять на обслуживание целые дома, хотя себестоимость жилищных услуг составляла примерно 50 копеек за 1 квадратный метр. Но как только квартплата минувшим летом выросла, проект умер, не воплотившись в жизнь.
С 3 миллиардами дополнительных "годовых" жилищники и думать забыли о субподрядчиках и прочих помощниках. Ведь добавка не учитывается в бюджете (см. "АиФ-Петербург" от 20.10.2004), и тратить ее можно фактически бесконтрольно. Хочешь - повышай дворнику легальную зарплату, хочешь - плати ему те же 1000 рублей и приплачивай еще 3000 "черным налом", уводя их от налогов. Стоит ли удивляться, что "поголовье" иномарок, паркующихся возле жилищных агентств, после 1 июля 2004 года стало расти небывалыми темпами?
В годовщину своего пребывания у власти Валентина Матвиенко призналась: реформа ЖКХ дается нелегко, так как вся система очень консервативна. "Не скрою, что во многом существует сопротивление изменениям, - заявила губернатор. - Но другого пути нет. И я буду очень настойчиво бороться".
А ну-ка продави!
Залезать в карман простым петербуржцам система ЖКХ приучалась годами. "По сути, кроме Матвиенко и нескольких чиновников-профессионалов среднего звена, жилищную реформу в Петербурге двигать просто некому, - признался "АиФ-Петербург" один из сотрудников смольнинского Комитета по содержанию жилого фонда. - Есть "прикормленные", особенно в районных администрациях. Есть обыкновенное "болото" из тех, кто не верит в успех реформы или просто ленится. Есть и такие, кто вредит делу слишком активным, но не вполне профессиональным вмешательством".
"Отцами" питерской жилищной реформы считаются начальник Управления Жилищного комитета по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Олег Вихтюк и первый заместитель председателя Жилищного комитета Владимир Гайдей. Их энтузиазм в Смольном в определенной степени сдерживает председатель того же комитета Мария Щербакова, в прошлом работавшая в Московском РЖА, начинавшая карьеру с самых что ни на есть жилищных "низов".
Сложность для Валентины Матвиенко заключается еще и в том, что курирует процесс друг ее молодости вице-губернатор Олег Виролайнен, подгонять или поправлять которого ей не вполне удобно. К примеру, Виролайнен развил бурную деятельность, когда через Законодательное собрание нужно было продавить новые фиксированные цены на жилищные услуги в Санкт-Петербурге. А вот когда понадобилось вслед за "А" сказать "Б" и принять стандарты (они же - нормативы) качества обслуживания, активность куратора оказалась заметно ниже.
Спасение протекающих...
Законопроект о нормативах потребления коммунальных услуг ЗакС в конце сентября "прокатил" под предлогом того, что Смольный не должен быть в этой области монополистом. А в выигрыше остались... коммунальщики. Денег они собирают больше, но требовать взамен конкретную работу от них все еще нельзя.
Из плана Вихтюка выпала важнейшая составляющая. Теперь, когда жилищников разделили на "заказчиков" (подчиненные городской администрации РЖА) и "исполнителей" (бывшие эксплуатационные службы, получившие с 1 ноября статус ОАО), созданный таким образом рынок лишен нормальных "правил игры".
Дальнейший ход жилищной реформы будет во многом зависеть от самих петербуржцев - насколько быстро они будут создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ). Правда, вместе с возможностью выбирать себе управляющую компанию или же подрядчика работ, ТСЖ придется брать на себя полную ответственность за состояние дома, в том числе старых зданий. Валентина Матвиенко распорядилась, чтобы от домов, где созданы ТСЖ и домкомы, вне очереди принимались заявки на текущий и капитальный ремонт, проводимый без расселения. Увы - в Питере, с нашим огромным количеством ветхого и аварийного жилья, неприменим опыт Казани, где старые дома вначале ремонтировали, а уже потом передавали ТСЖ.