Примерное время чтения: 5 минут
73

Птичку жалко?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 17/11/2004

У Петербурга появилась своя "Красная книга". Над ее составлением питерские ученые при поддержке городского Комитета по природопользованию и охране окружающей среды и Министерства окружающей среды Финляндии работали два года. В Книгу занесено 164 вида животных, встречающихся в городской черте, и 124 вида растений и грибов, нуждающихся в охране. Но главное, считают ученые, в "Красной книге" дается не только перечень редких видов, но и расширенный список особо охраняемых природных территорий (ООПТ). К семи уже существующим специалисты предлагают добавить еще шестнадцать.

Зеленый пояс

"В городских условиях необходимо сохранять прежде всего уцелевшие частички дикой природы, - говорит ответственный редактор "Красной книги природы Санкт-Петербурга", руководитель лаборатории и охраны птиц Биологического НИИ СПбГУ Георгий Носков. - Сегодня это обычная практика многих крупных европейских городов. Поэтому мы предложили шестнадцать новых территорий, которым следует законодательно придать статус заказника или памятника природы. Вместе с уже существующими они образуют вокруг сплошной городской застройки своеобразный зеленый пояс". Статус заказников предлагается придать Левашовскому лесу, Павловскому парку, плавням Лисьего Носа, Котлина и Кронштадтской Колонии, Сестрорецкому Разливу и Шушарским полям. Еще девять территорий должны получить статус памятников природы.

Особенно важно сохранить в неприкосновенности береговые территории. "Прибрежные заливные луга и плавни - это "легкие" Невской губы, - поясняет Георгий Носков. - Их водоочищающую функцию трудно переоценить. После каждого подъема и спада воды огромное количество биомассы задерживается в прибрежной растительности, где ее потребляют различные животные. Петербург расположен на пути миграции перелетных птиц. Еще в середине прошлого века каждый год на береговых стоянках нагуливали жир миллионы диких гусей и уток. И каждый гусь съедал до килограмма биомассы! К сожалению, сейчас численность перелетных птиц, пасущихся по берегам Невской губы, сократилась до нескольких десятков тысяч".

Еще одна уникальная особенность прибрежной полосы в том, что ее облюбовали летучие мыши - животные, близкие в Европе к полному исчезновению.

Соколы гоняют воробьев:

Петербуржцы привыкли, что из дикой летающей живности каменные джунгли города населяют голуби, воробьи, вороны да чайки. Ну, еще синицы и утки. Но это далеко не так, уверяют орнитологи. В городской черте можно встретить практически все виды птиц, обитающих в нашем регионе. А это около 280 видов. Причем увидеть их можно не только в садах и парках.

Например, прочно обосновался в Петербурге сокол дербник, он отлично приспособился к жизни в городских условиях. Дербник - сокол небольшой, размером поменьше голубя. Но охотник исправный. Как правило, он оккупирует для проживания старые вороньи гнезда. Увидеть его можно даже в самом центре Петербурга, на Исаакиевской площади, если внимательно изучить антенны гостиницы "Астория" или скульптуры на Исаакиевском соборе. Оттуда он выслеживает добычу - воробьев. Ждет, пока они начнут купаться в лужах, намокнут и отяжелеют. А дербник тут как тут. На лету хватает воробушка и обедает тут же в скверике, сидя на лавочке.

А весной на лугу возле Медного Всадника иногда пасутся даже дикие перелетные гуси. Правда, увидеть здесь их можно только ранним утром, пока город еще спит.

: а вороны - голубей

Все больше в городе птиц семейства врановых. Причем не только ворон, но еще, например, соек и галок. Правда, число коренных питерских ворон, утверждает профессор Носков, выросло не очень значительно. И практически не отличается от времен двадцатилетней давности, когда проводились последние учеты их численности. Зато значительно больше стало ворон "залетных", перебирающихся в Петербург осенью на зимовку из северных областей, например из Архангельска.

Чем больше ворон, тем лучше. Во-первых, они стабилизировали численность голубей, разоряя их гнезда. Голубь - птица антисанитарная. Мало того что пачкает пометом архитектурные памятники, так еще может переносить инфекции. Вороны же не имеют обыкновения сидеть на скульптурах и карнизах домов, предпочитая деревья или прогулки по крыше. Так что видимого помета от них гораздо меньше.

Во-вторых, вороны - отличные городские санитары. Они поедают огромное количество таких пищевых остатков, к которым голубь и не притронется. И еще утилизируют: собачьи экскременты. Кроме того вороны мобильны в своих перемещениях и, курсируя в поисках пищи от одной помойки к другой, очищают город.

Единственная неприятность в том, что вороны разоряют гнезда не только голубей, но и других птиц.

Поможет ли издание "Красной книги Петербурга" сохранению диких животных на территории города? Если узаконить статус особо охраняемых территорий, предложенных учеными, то да. В противном случае через несколько лет многие виды животных мы сможем увидеть только на картинках.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах