Ввод в действие после реконструкции первого энергоблока ЛАЭС тут же оброс слухами. Говорили об аварии, которая случилась при пуске реактора, и даже о радиоактивном выбросе. Противники атомной энергетики с удвоенной силой заговорили о том, что решение модернизировать станцию было ошибкой. На самой же станции утверждают, что вся негативная информация о ЛАЭС, мягко говоря, "вранье". Корреспонденты "АиФ-Петербург" попытались разобраться, кто прав, кто виноват.
Мировая статистика аварий и инцидентов, произошедших на АЭС, показывает, что наиболее опасны реакторы новые, которые выводят на мощность, и старые, отработавшие свой проектный срок. Реактор первого блока ЛАЭС соединяет в себе два этих "достоинства". Ни одна самая дорогостоящая модернизация не сможет устранить самое больное место РБМК-1000 - отсутствие контаймента, прочного корпуса вокруг реактора. Именно контаймент спас Америку от своего Чернобыля - Тримайлайленда. Все радионуклиды, вырвавшиеся из аварийного реактора, остались внутри прочного корпуса.
В каждом реакторе РБМК-1000 1693 канала, в которых находится ядерное топливо. И каждый потенциально угрожает расплавом - "козлом", как это называют сами атомщики. Клапан ли не сработает, новый расходомер ли украдут, а взамен поставят старый, куда ни кинь - всюду клин. Блоков четыре, соответственно каналов - 6772.
На ЛАЭС постоянно происходят кражи, при этом злоумышленники похищают даже важнейшие детали, от которых зависит безопасная работа реакторов.
Еще одна проблема, о которой атомщики предпочитают молчать, - физическая защита реакторов. Блоки сооружались по советским нормам и правилам, которые опасность терроризма не учитывали. Прапорщики, стоящие у турникетов, и металлоискатели, которые кое-где установлены, серьезным препятствием для группы хорошо подготовленных и оснащенных террористов не станут. Известно, что в начале перестройки группа спецназовцев легко проникла на станцию и заложила условную "взрывчатку" в самые опасные места блока. Насколько бдительно несут службу прапорщики внутренних войск, доказывает случай с журналистом газеты "Петербургский Час пик" Евгением Зубаревым. В октябре, когда на станцию пригласили группу журналистов, он спокойно прошел на территорию ЛАЭС, в реакторный зал, с пистолетом "Оса" и двумя обоймами патронов к нему. В элитной части внутренних войск, охраняющей станцию, процветает дедовщина. В октябре Пушкинский гарнизонный военный суд приговорил двух "дедов" к пяти годам лишения свободы. Они побоями довели до самоубийства молодого солдата. Он застрелился прямо на посту. Первого ноября во время караула солдат смертельно ранил ефрейтора. Военная прокуратура пока трактует это ЧП как "баловство" солдата с автоматом.
Наша ЛАЭС - рекордсмен среди атомных станций России по количеству накопленного на своей территории отработанного ядерного топлива. Технологии переработки отработанного топлива РБМК-1000 не существует. Также как и упаковочных комплектов для транспортировки на Красноярский ГХК. Временное хранилище бассейнового типа крайне перегружено, а его инженерное состояние можно назвать критическим. Здание стоит в 90 метрах от Финского залива. И является отличной мишенью для атаки террористов. С суши и моря. Впритык к этому зданию в авральном порядке пристраивают новое - сухое хранилище, где собираются разрезать тепловыделяющие сборки с отработанным топливом на две части. Это ядерно- и радиационноопасная процедура. Заключения государственной экологической экспертизы на эти работы у ЛАЭС нет.