45

Танцы рождаются по утрам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 29/12/2004

Кажется, проще перечислить театры, в которых балетмейстер Сергей Грицай не работал, чем те, в которых работал. Он сочинял хореографию для спектаклей буквально всех ведущих питерских и московских трупп. Этапной стала работа с Валерием Фокиным в "Ревизоре" Александринки. За этот спектакль Грицай получил Государственную премию. Одними из самых значительных за последнее время считает сотрудничество с Андреем Кончаловским (опера "Война и мир" в Мариинском и в "Метрополитен-Опера") и с Вениамином Фильштинским (спектакль "Софья Петровна" в Новосибирском театре "Глобус"). 29 декабря, 6 и 10 января у Грицая очередная премьера - еще одна постановка Вениамина Фильштинского, "Двое на качелях" в "Приюте комедианта". А 30-го декабря, 2 и 7 января в БДТ - "Катерина Ивановна" по Леониду Андрееву.

- Есть много определений того, что вы делаете в драматическом театре: хореограф, балетмейстер, режиссер по пластике:

- Хореограф - это сочинитель языка танца, создатель. Балетмейстером может быть и педагог-репетитор, разучивающий танец с актером. Пластические сцены подразумевают, что нет чистой хореографии, а есть некий особый язык, пластическая характеристика персонажа.

- Как рождается танец - придумываете дома или импровизируете на репетиций?

- По-разному, тут рецепта нет. Часто по утрам приходят самые свежие мысли. Бывает, приходишь на репетицию с одним, а делаешь совершенно другое. Потому что, когда погрузишься в обстоятельства, в музыку, в актеров, "наговоришь" эпизод, в котором должен возникнуть хореографический номер, - внутренний голос подскажет что-то новое. И поставишь танец быстрее, чем если будешь придумывать за письменным столом.

- Есть разница: придумывать танец для одного, двух или большого количества человек?

- Огромная! Хотя нужно в любом случае выстраивать драматургию номера - что для одного, что для дуэта или ансамбля. Но сольный номер - самый трудный. Он должен быть очень емким и изобразительным, чтобы один человек мог удержать в своем энергетическом поле зал. Не говоря о технических моментах: в дуэте больше возможностей.

- Жанр будущего спектакля важен? Имеет значение, ставите вы для комедии или трагедии?

- Не важно, все зависит от прочтения. Пьеса сама подсказывает или, наоборот, материал, что называется, сопротивляется. Хореографу и режиссеру приходится самим решать, где будет танец в спектакле, ведь драматург, как правило, этого не предполагает.

- В пьесе "Двое на качелях" героиня - танцовщица, но танцев, действительно, драматургом не предусмотрено:

- Да, хотя поводов и возможностей для хореографии предостаточно. В танце можно выразить размышления или бунт героев: Но нужно найти эмоцию, которая переводит актера в иное существование, пластическое.

- Режиссер обычно формулирует, что он хочет от танца?

- Бывает, но у меня никогда не получается идти за режиссером слепо. Я иду своим путем.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах