Примерное время чтения: 5 минут
78

Рожденная бунтом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 26/01/2005

Предложенное "АиФ-Петербург" название "льготный бунт" подходит к прокатившейся волне протестов больше, чем "ситцевая революция". Революции всегда заканчиваются победой. А главным и пока единственным итогом январских выступлений остается решение питерских (а следом за ними российских) властей продавать льготникам месячную проездную карточку по цене, не превышающей размер минимальной компенсации.

Туда же, куда за пенсией

Возвращение пенсионеров в общественный транспорт пошло не по тому сценарию, который озвучивала в своем телеобращении Валентина Матвиенко. Вместо станций метро Смольный решил продавать льготникам карточки там, где они получают деньги - на почте и в отделениях Сбербанка.

На первых порах социальный проездной останется обычным куском бумаги. По нему же пенсионеров будут пропускать в метро. Как рассказал "АиФ-Петербург" заместитель председателя Комитета по транспорту Олег Матвеев, в итоге каждого желающего льготника снабдят персональной бесконтактной смарт-картой. Но в мгновение ока эту задачу не решишь. Нужно не только перенести всю информацию из базы данных органов соцзащиты в базу данных метрополитена, но и хотя бы примерно представить, сколько таких карт печатать. По прикидкам городского правительства, купить проездной за 230 рублей захотят от 500 до 600 тысяч льготников. "Технические возможности метрополитена по специальному кодированию позволяют нам выдержать такую нагрузку, - пояснил Матвеев. - Но истинный объем работы и примерный тираж смарт-карт можно будет оценить не раньше 5 февраля".

Продаваться социальные проездные будут до 15 февраля, а потом - до 15 числа каждого месяца. Власть установила еще одно серьезное ограничение: покупать льготные единые карточки пенсионерам, ветеранам и инвалидам придется лично. Доверенности ни на почте, ни в Сбербанке приниматься не будут. Кстати, реализацией проездных для льготников и Управление Федеральной почтовой связи Петербурга и области, и Северо-Западный банк Сбербанка России займутся отнюдь не бесплатно. Петербургский метрополитен заплатит им комиссионные.

Без "Родины" нет доплаты

Проблем, связанных с продажей "социальных" проездных, можно было избежать, если бы ЗакС Петербурга решил доплатить по 370 рублей всем льготникам, как предлагала Демократическая фракция. Тогда ни один пенсионер не получал бы компенсацию меньше 600 рублей, т. е. меньше стоимости единой карточки. Но предложение демократов питерский парламент рассматривать не стал.

Чтобы попасть в повестку дня, законопроект, согласно регламенту ЗакСа, должен либо "вылежать" 20 дней, либо набрать 2/3 плюс один голос и пройти вне очереди. Но в питерский парламент вносились и другие варианты решения льготной проблемы - от реализуемого сегодня до предложения вернуть бесплатный проезд всем, кто раньше имел на него право. Вопрос встал ребром: рассматривать все инициативы - "пакет", или ограничиться озвученным Валентиной Матвиенко проектом "карточка за 230 рублей"? "Пакетному" подходу хватило сторонников, чтобы сделать голосование поименным. Но не для победы. 2/3 плюс один - это 34 голоса, а за пакет (т. е. за рассмотрение, в числе прочих, законопроекта демократов) было подано лишь 33 голоса. "Против" высказались несколько "единороссов" и фракция "Родина" в полном составе.

Если логику Олега Корякина и его сторонников простому обывателю понять сложно (ведь на федеральном уровне, казалось бы, представители "Родины" протестуют против монетизации), то выгоды Смольного очевидны. Всего в Петербурге по состоянию на 1 января 2005 г. проживали 1 миллион 349 тысяч льготников. Чтобы доплатить каждому по 370 рублей, понадобится почти полмиллиарда в месяц. А если за льготными карточками придут те самые 500 тысяч, то, компенсируя их проезд транспортным предприятиям, бюджет Санкт-Петербурга расстанется с много меньшей суммой. И сэкономит за год примерно 3 миллиарда (без учета дополнительных транспортных компенсаций Москвы за "федеральных" льготников).

Власть, знай свое место

"Политика - искусство возможного, - объясняет председатель постоянной комиссии ЗакСа по социальным вопросам Наталья Евдокимова. - Все равно закон о доплате 370 рублей губернатор не подписала бы".

Евдокимова входит в демократическую фракцию и считает, что 600 рублей каждому льготнику "безусловно, были бы не только наилучшим, но и самым честным выходом" из ситуации. Однако и в принятом варианте законопроекта председатель комиссии по социальным вопросам видит немало плюсов. Так, новая редакция закона закрепила за питерскими льготниками право купить единый проездной билет по льготной цене, независимо от того, сколько он будет впоследствии стоить для остальных. А самый главный плюс, по мнению Евдокимовой, - что ЗакС сумел сказать собственное слово: "Смольный и сама Валентина Матвиенко не собирались менять текст закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге". Исполнительная власть хотела оставить себе полную свободу действий. Вмешавшись, мы напомнили, что есть вопросы, которые должны и будут решаться властью законодательной. И это наша победа".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах