Примерное время чтения: 7 минут
97

Антон Адасинский:"Лучше быть охламоном, чем делать из искусства коммерцию"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 21/09/2005

С 25 по 30 сентября пройдет международный фестиваль "Vertikal". Он называется "Mad in Japan", потому что для участия приглашены знаменитые танцоры Буто из студии "Асбестос-кан". Организаторы фестиваля - арт-центр "Берег" и театр Derevo Антона Адасинского - запланировали совместные выступления с японцами. Петербуржцев также ждет премьера спектакля "Кецаль".

Буто - танец, революция, шаманство?

- Антон, давно ли вы познакомились с танцовщиками Буто? Почему решили их пригласить?

- Познакомились в Токио во время прошлогодних гастролей. Танцовщики Буто так нас поразили, что другого варианта, как привезти сюда, а не рассказывать о них, не осталось. Пусть публика сама решит, танец это или не танец, революция или не революция, шаманство или нет. Буто можно восторгаться, плеваться, заснуть, не понять, а потом ходить за ними, чтобы открыть тайну, как это движением одного пальца можно внутренне затронуть весь зал. Мы видели их выступление в холле банка, при общем свете дневных ламп, но они создавали чудеса своей энергией, состоянием. Думаешь: "Не хочу смотреть, что-то в этом есть тяжелое", а глаз не оторвать. Ни одного пустого движения!

Они тоже видели наш спектакль, и мы подружились, а точнее, за вечерним саке нашли момент одинакового равнодушия к тому, зачем делается искусство. Мы, как и они, выступаем, когда нам этого хочется, когда жжет, а задачи сделать из этого коммерцию ни у нас, ни у них нет. Есть бережное отношение к свободе и в жизни, и на сцене. Как только возникают какие-то решетки, кандалы, обязанности - мы сбегаем, и они сбегают. Мы похожи в охламонстве. Может, это и дает в хорошем смысле беззаботное отношение к тому, что о нас думает публика: что поймут - то и поймут, если интересно смотреть - спасибо, а неинтересно - наши проблемы. А вот стараться заигрывать с публикой, делать спектакли "на злобу дня" - бред собачий. Актуальность - она в душе, есть темы вечные, только их нужно касаться. В жизни достаточно грязи и кровищи, чтобы еще вытаскивать это на сцену. Или тупость мюзиклов. Ну, ничего, пробьемся, только детей жалко, они еще не закаленные:

- Вы говорите, что Буто вне коммерции, но ведь на Западе оно стало модным?

- Буто возникло в Японии в начале 60-х. Основатель стиля и студии "Асбестос-кан" Татсуми Хиджиката выступал только тогда, когда у него возникал этот жар, толкающий танцевать. Он быстро звонил знакомым и танцевал для пятидесяти зрителей. А назавтра все отменял, потому что был не готов и не полон. Так же и Кацуо Оно - это были бесконечные истории хеппенингов и акций. А когда подхватили другие, стали делать красивые спектакли, поехали в Европу, организовали компании и школы - студия "Асбестос-кан" так и осталась в стороне, умышленно уйдя от системы коммерческих выступлений.

Умирает из-за красоты

- В вашем новом спектакле "Кецаль" есть сюжет, связная история?

- Не знаю, вряд ли (смеется). Это даже не спектакль, это игра в Кецаль, для которой нужны семь человек. Но шесть или пять тоже сыграют. Каждый раз перед спектаклем мы решаем, кто сегодня Мать, кто Змея, кто Кецаль, кто Крыло: В Германии мне выпало танцевать маленького Кецаля, на другой день я хотел повторить - нет, досталось другому.

- "Кецаль" - это кто?

- Это "птица" на языке нагуа, пташка с огромным красивым хвостом. Чтобы этот хвост добыть, птицу и убивали, она умирает из-за красоты. Говорят, еще осталась парочка кецалей: Но это уже монеты.

- Какой страны?

- СтрАны страннЫ. Мы изучали мифы в Мексике, листали какие-то книжки задом наперед или поперек - и все впитывали. Так же, как африканские танцы, разговор с австралийским аборигеном, который сидит в перчатках, хотя на улице жара под тридцать, и вырывает у тебя виски, потому что, когда он его видит, становится сам не свой. Он рассказывает, и сквозь него проходит в тебя какой-то миф. В головах оседает что-то, выкристаллизовывается.

Доказал, что не верблюд!

- Вы говорили, что вас в Питере "плющит и колбасит", потому что у театра нет своего помещения.

- У нас появилась, наконец, база - Малая сцена Мюзик-холла! Не только сами будем выступать, но и позовем людей интересных со спектаклями. Пусть сцена живет и работает как международный центр искусств "Берег". Больше десяти лет пришлось объяснять, что я не верблюд, что Derevo представляет искусство Петербурга на всех сценах мира, что у нас горы наград и медалей. Не срабатывало. Но вдруг - сложилось!

- За эти годы вы стали человеком мира?

- Я к этому и стремился - убрать из головы проблему границы. Добился - с русским паспортом - пожизненной визы во все страны Шенгена. Это заняло пять лет. Теперь мы хотим сделать такую негосударственную Академию Derevo, и я добьюсь, что ее студенты также смогут свободно перемещаться. Нужно только улыбаться, не заморачиваться и не начинать с того, что "опять не получится". Получится.

- Да вам надо памятник ставить!

- Мне из пенопласта, Полунину из пластилина, Каравайчуку из перламутра, Шемякину из кожи, Гергиеву из шелка - и все памятники надувные, чтобы в воздухе колебались.

- А скульптор - Церетели?

- Нет, ему доверим помпу накачивать, вручную.

Свободны и автономны

- Не устали ли все эти годы оставаться лидером?

- Лена Яровая и Таня Хабарова делают собственные проекты. Лена - в Германии, кроме того, она - художник и дизайнер всех наших спектаклей, ей принадлежит монтаж фильма "Юг. Граница", сейчас заканчивает тройной фотоальбом. У Тани в Италии - театр, она делает свой фестиваль в Риме, записала две пластинки, выпустила книжку стихов, воспитывает зайцев. Философию и принципы Derevo девушки настолько соблюдают, что в принципе это уже три компании. Отлично! Наконец, я могу спектакли танцевать, а не думать о мегапроектах. Ну а здесь, в России, я пока лидер. Но если кто-то прыгает лучше, лидер в прыжках - я уйду в тень. Так и в идеях, фантазиях - кто-то сильнее, он это берет на себя.

Наш состав увеличился, в прошлом году набрал в Питере 10 человек из 160 претендентов. И практически сразу - на сцену. Русские ребята работают с энтузиазмом, совершенствуют каждое упражнение так, что из него вырастает целая система. А на Западе люди работают в рамках того, что я задаю, не увеличивают задачу.

- Материально артисты Derevo стали людьми обеспеченными?

- И финансово, и территориально мы абсолютно свободны и автономны. Но материальные желания:пропали. Ничего не надо. Что покупать: яхту или ночную рубашку - разницы нет, и то и другое, во-первых, можно взять напрокат, а, во-вторых, не очень-то и нужно. Деньги уходят на спектакли, кино. Сейчас в планах новый фильм, и мы приглашаем всех, кто хочет учиться и работать по свету, звуку, компьютерам. Будем работать с русскими талантами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах