Каждый вечер распахивают двери клубы, в которых звучит живая музыка.
Очевидно, что это большой пласт музыкальной культуры, но он не на виду: клубные команды не дают концерты в "Ледовом", не участвуют в попсовых шоу, их клипы не гоняют по ТВ, а композиции - по радио. Существование вполне андеграундное: на музыкантов не давит идеология, зато давит рынок. О жизни клубных команд мы беседуем с барабанщиком группы "Клевер" Денисом РУСАКОВЫМ. Группе уже шесть лет, недавно своими силами она выпустила альбом "Во имя мира и прогресса".
Наши на "Нашествии"
- Наш стиль я бы назвал "пост-рок" - это широкое понятие, которое включает в себя этнические корни и даже часть академической музыки, - рассказывает Денис. - Для ТВ и радиостанций мы - группа "неформатная". На радио очень мало передач, посвященных такой музыке. На "Радио-рокс" есть "Лунный город", который может к нам относиться хоть каким-то образом, а больше и не вспомнить. Как-то один из телеканалов позвал нас в эфир, но поставил условие, чтобы композиции были "повеселее" и покороче, урезанные. Ну как мы можем изменить концепцию, если у нас композиция, допустим, восемь минут, а им надо пять. Мы отказались.
- Но я знаю, что вы выступали на фестивале "Нашествие", для которого вы - "неформат". Как прорвались?
- В этом году на "Нашествии" были представлены разные музыкальные течения. А прорвались мы благодаря московскому международному фестивалю "Авант", в котором как раз и участвовали "неформатные" группы. Пригласил же московский человек по имени Максим, один из организаторов.
- И каковы ваши впечатления от "Нашествия"?
- Наше выступление поставили на одно время с Шевчуком, поэтому мы напряглись. Но оказалось, не все слушают "ДДТ". Мы относимся к разным музыкальным направлениям, и много публики было у нас. И слушали другие питерские коллективы - "Аматори", "Энимал-джаз", "Трактор-боулинг", "Джейн Эйр", "Ото Мото".
На "Нашествии" был хороший звук на сцене, безупречно работали звукооператоры, четкая организация. Этим и московские клубы отличаются.
Клубы держатся на энтузиастах
- Часто выступаете в Москве?
- Бываем. В Москве, действительно, легче проходит организация концертов, лучше оборудование. Московский студент, который пришел с девушкой в клуб, может потратить рублей восемьсот - тысячу: это два входных билета по двести, пиво, еще что-то. У питерских платежеспособность ниже.
- И оборудование клубов хуже, да и самих их меньше?
- Клубы можно пересчитать по пальцам. Мы чаще всего выступаем в "Молоке", "ГЭЗ-21", "Фиш-фабрик", "Платформе". Уже сформировалась "своя" публика, вообще-то, к нам ходят люди большей частью интеллигентные. А владеют клубами энтузиасты, которые любят музыку, по всему видно, что доходы их скромные. Если бы клубы поддерживались городом, если бы им давали хоть какие-то льготы, тогда бы они могли повысить статус, приглашать больше музыкантов из-за границы, а наши смогли бы чаще ездить на мировые фестивали.
- Наши команды высокого уровня?
- Без всяких сомнений, в Питере много групп профессионального европейского уровня. Их выступление на "Нашествии" - яркий пример.
- А вы за границей выступали?
- Осенью поедем в Ригу играть в двух больших клубах. Они сами будут делать рекламу, запланировали на радио наш прямой эфир. В этом смысле там тоже проще, чем в Питере.
Сейчас мы сами занимаемся рассылкой нашего альбома на иностранные звукозаписывающие лейблы, может, что-нибудь получится. Сами сделали сайт www.kleverman.spb.ru.
Беда российских "неформатных" музыкантов - в отсутствии рынка.
На Западе-то он с каких времен! Человек знает, что на Бритни Спирс он заработает много. Но выпуская неизвестные коллективы в составе сборников, отдельных альбомов, он повышает рейтинг своего лейбла, звукозаписывающей компании, и обретает большее число слушателей. У нас пока то, что продается, то и выпускается.
- Значит - безнадежность?
- Но не в творческом смысле. Я вот люблю слушать молодые группы, ребятам по 15-17 лет, у них в голове еще нет понятия стандартов, они могут смешивать несовместимое. Из этого часто получается: они даже сами не знают, насколько хорошо! Наша группа тоже не пытается подгонять музыку под стандарты, адаптировать ее под какую-то "платежеспособную" прослойку. У нас, что называется, музыка от души. Насчет же денег - каждый имеет какую-то работу, я вот даже сувенирами для иностранцев у Исаакия торговал. За концерты получаем немного, да и бывают они раза четыре в месяц, но еще зарабатываем продажей альбома. Ближайшие выступления - 28 августа в "Молоке", 18 сентября - в "Платформе".
:Несколько лет назад я пытался бросить играть, жить как "все нормальные люди", но впал в депрессию. Такое и у других ребят наблюдается. Музыка тебя выбирает, а не ты ее.