Примерное время чтения: 7 минут
313

Солдатовладельческий строй

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 12/10/2005

Осенний призыв идет полным ходом. Мужчина? Моложе двадцати семи? Без отсрочки? Плохо ваше дело. Опасайтесь не только ранних звонков в дверь, но и облав на улицах. Военные во что бы то ни стало решили в этом году выполнить (а если получится, то, наверное, и перевыполнить) план по поставке призывников в воинские части. Они обеспокоены: год от года все меньше юношей идет служить а армию. Вот ведь беда какая, ну что за народ пошел! А если завтра война - кто родину защищать-то будет?.. Лукавят господа военные. Многие из них пекутся совсем о другом.

Кому солдатика подешевле?

"Российский солдат имеет право не только на бесплатное питание, бесплатную одежду и бесплатное лечение, но и на бесплатный труд", "У нас все войска - строительные". Армейские анекдоты как нельзя лучше говорят о том, с чем предстоит столкнуться срочникам. Значительную часть "салаг", наспех обучив армейским премудростям, отправят работать.

Самый распространенный вариант "трудоустройства" новобранцев - строительство дач генералам и офицерам. Или их друзьям. Или тем, кто этим самым генералам и офицерам заплатит. Канули в Лету времена, когда "солдат спит - служба идет". Сейчас служба идет, пока солдат вкалывает, за свой труд не получая ни копейки.

- Проблема носит систематический и массовый характер еще с советских времен, - говорит председатель правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Элла Полякова. - Я помню, как в 1992 году, когда мы только начинали работать, прибежал несчастный мальчик, который строил дачу Зыкиной. В нашей практике случаев незаконного использования солдатского труда - сонмище. Вообще, армия перешла на рыночные отношения так, что просто диву даешься. Все эти "откупы" во время призыва, эти "генеральские дачи", на которых корячатся солдаты-срочники: Вот только недавние примеры. С месяц назад мы "комиссовали" незаконно призванного мальчика. Его мать - инвалид, она вообще на улицу не выходит, а сына забрали служить!.. И служба заключалась в том, что его заставляли работать на Бадаевских складах. Не так давно солдат пригнали ремонтировать магазин, что рядом с нашей организацией. Я позвонила в прокуратуру, на следующий день ребят уже не было. Еще? К нам поступила информация о капитане, которому срочники строили дачу. Мы приехали туда, сняли все на видеокамеру и отправили пленку в военную прокуратуру. Спустя время пришел ответ: никаких нарушений не обнаружено. Иногда ситуация принимает просто анекдотические формы. Жена другого уже капитана позвонила недавно матери одного из солдат и спросила, не знает ли та, где ее сын: "Он нам дачу строит, а утром исчез куда-то..."

Генеральская дача показаний

В сентябре Сертоловский гарнизонный военный суд вынес приговор генералу-майору Вячеславу Храмочкину. Бывшего (Храмочкина уволили в запас аккурат во время судебных разбирательств, в марте этого года) заместителя начальника службы тыла Ленинградского военного округа обвиняли по 285-й статье УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями. Каких успехов достиг тыловой генерал в своем ведомстве, история умалчивает, но о своем личном тыле - даче в поселке Ильичево Выборгского района - он позаботился как следует.

Сколько открытий чудных делаешь по ходу чтения текста приговора! Сначала узнаешь, что Храмочкин ":вопреки интересам службы и злоупотребляя ими: привлек для выполнения работ, не связанных с исполнением обязанностей по военной службе: рядового Родичева А. В. и рядового Скибу В. Ю. В результате этих действий рядовые Родичев и Скиба обязанности по военной службе не исполняли соответственно 8 и 15 месяцев". Однако в приговоре отображен всего лишь один (представляется, самый незначительный) эпизод преступных действий подсудимого: "В июле 2003 года, используя свои служебные полномочия: Храмочкин отдал распоряжение командиру в/части 44591: направить грузовой автомобиль: для доставки принадлежащих ему строительных материалов в г. Санкт-Петербург. Во исполнение указанного распоряжения 14 июля 2003 года: был направлен автомобиль КамАЗ: на котором 15 июля 2003 года были доставлены: пиломатериалы и рубероид, принадлежащие Храмочкину. Эксплуатацией данного автомобиля государству был причинен ущерб в сумме 2136 рублей 94 копейки".

Спрашивается, при чем здесь рядовые, отсутствовавшие в частях 8 и 15 месяцев, что они делали все это время? Ответ на этот вопрос есть в начале приговора - "обеспечивали охрану и обустройство личного домовладения Храмочкина". Почему же об этом ничего больше не сказано? Невероятно, но генерал, оказывается, сам был волен выбирать, в чем ему отчитываться перед судом, а в чем нет. Храмочкин, как сказано в тексте приговора, полностью признал свою вину, возместил ущерб и ходатайствовал о вынесении приговора без проведения судебного разбирательства, в "особом порядке". Гособвинитель и судья Копелев не возражали. В итоге суд приговорил генерала к штрафу в размере 50 тысяч рублей. Что и говорить, повезло Храмочкину во всех смыслах, даже в чисто экономическом: срочники наработали явно на большую сумму:

Особый порядок

Некоторые СМИ рассказали об этом приговоре как о прецеденте - мол, впервые за историю военной юстиции на скамье подсудимых оказался генерал, незаконно использовавший солдатский труд. Это не так. Тот же Сертоловский гарнизонный суд с тем же председательствующим Копелевым два года назад вынес приговор начальнику отдела комплектации в/ч N 20160 Юрию Жаданенко. Майора обвиняли в том, что он "укомплектовал" дачу своего знакомого в поселке Вартемяги младшим сержантом Сусловым - "для охраны и выполнения строительно-хозяйственных работ". События развивались точь-в-точь как и в деле Храмочкина: обвиняемый сразу же признал себя виновным и ходатайствовал о рассмотрении дела в том же "особом порядке", и Жаданенко отделался легким испугом - штрафом в размере 12500 рублей.

В обоих случаях суд вынес не то что мягкий - мягчайший вердикт: статья 285, помимо штрафа (кстати, в размере до 80 тысяч рублей), предусматривает и другие меры, например арест на срок от четырех до шести месяцев, лишение свободы до четырех лет. Так что едва ли следует говорить о прецеденте. Последний может возникнуть только тогда, когда военные прокуроры и судьи наконец перестанут руководствоваться соображениями "защиты чести мундира", покрывать солдатовладельцев и рассматривать подобные дела в пресловутом "особом порядке".

Здесь вам не казарма, здесь климат иной

Впрочем, есть у этой проблемы еще одна сторона.

- Почему так мало уголовных дел об использовании солдатского труда?

- Потому что обращений по таким поводам практически не бывает, - ответили нам в военной прокуратуре ЛенВО.

И это правда. По словам Поляковой, самое ужасное в сложившейся ситуации - то, что в большинстве случаев солдаты "идут в рабство" совершенно добровольно, и в прокуратуру за справедливостью не побежит никто. Потому что такой вид службы - едва ли не самый удобоваримый для них. Да, работают бесплатно, но хоть не чистят унитаз зубной щеткой, не стреляют для "дедов" сигареты у метро, не побираются. Да, вечером валятся с ног - но хоть от усталости, а не от ударов по почкам. Нет никчемной муштры, тебя - о, счастье! - не бьют (кому нужен больной работник?), тебе сердобольная генеральша может положить добавки: "Кушай, работник".

Казарменные нравы, дедовщина: Можно сколько угодно реформировать военные кафедры, сколько угодно сокращать сроки службы, но пока военные чины не начнут бороться с преступностью в частях и не объявят войну издевательствам, побоям и пыткам в армии, никаких перемен к лучшему ожидать не следует.

Справедливости ради нужно сказать, что в последнее время реакция военных прокуроров и судей на проявления дедовщины в частях изменилась. Достаточно вспомнить дело об избитых матросах, сбежавших из Ломоносова: военная прокуратура ЛенВО пошла наперекор командующему Балтфлота Валуеву, заявлявшему, что новобранцы сами нанесли себе увечья, и возбудила уголовное дело. Виновные получили сроки (правда, матросов скоро опять избили, но опять же все закончилось уголовным делом и реальным наказанием). Будем надеяться, что это - начало нового периода в жизни армии, а не "разовая акция" наподобие борьбы с "оборотнями в погонах" двухлетней давности.

В противном случае государство из тех, кого оно отправило проходить "школу жизни", будет получать кого угодно (в лучшем случае строителей, в худшем - инвалидов), только не его защитников.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах