Примерное время чтения: 5 минут
243

Дом, где 100 лет живет литература

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50 14/12/2005

В эти дни исполняется 100 лет Пушкинскому дому, Институту русской литературы. Название хоть и на слуху, но для многих за ним ничего не стоит, путают даже с музеем-квартирой поэта. А ведь Пушкинский дом по значимости для отечественной культуры не уступит Русскому музею, его можно назвать хранилищем русской культуры, базой отечественной филологической науки.

Мы беседуем с доктором филологических наук, профессором Петербургского университета Борисом АВЕРИНЫМ. Горожанам он известен многими фильмами из цикла "Парадоксы истории" и сериалами на канале "Культура".

Сработано гением или продиктовано свыше?

- Пушкинский дом - явление уникальное, такого в мире нет, а во всем виноват Александр Сергеевич, - говорит профессор Аверин. - Пушкинский дом начинался с рукописей поэта, его библиотеки, которая хранилась у внука в селе Ивановском под Москвой, была куплена оптом и привезена в Петербург. Все это делалось в преддверии 100-летия со дня рождения Пушкина. Тогда гениальным людям пришла мысль: не надо больше памятников, пусть будет дом, где живет русская литература. Вот ядро, но дальше-то что началось! Дальше у нас здесь собираются Достоевский, Гончаров,Чехов, Островский, Блок - рукописи, письма, возникает огромный музей, древлехранилище, отдел фольклора.

Если спросить, что же для меня Пушкинский дом, это Дмитрий Сергеевич Лихачев. История или судьба распорядились так, что академик Лихачев стал провиденциальной личностью, символом русской интеллигенции. Когда я его видел, вопреки логике, возникало ощущение, что в России все будет хорошо. Надеюсь, что в Пушкинском доме будет музей Лихачева, его мемориальный кабинет

- Распространено мнение, что академическая наука - это что-то очень далекое от жизни.

- Пушкинский дом издает академические собрания сочинений, которые потом попадают к нам на книжные полки. "Академическое" - это когда с рукописью сверяется каждая фраза. В 70-х годах был издан, например, десятитомник Пушкина тиражом чуть ли не два миллиона. Только в "Евгении Онегине" было около 20 ошибок! Академическое издание включает в себя варианты, не вошедшие в окончательный текст, следить за ними - просто наслаждение, потому что тот же Александр Сергеевич Пушкин в поисках точного слова бесконечно ищет новые, зачеркивает. А иногда строка возникает сразу, вдохновенно. Например: "Нева металась, как больной в своей постели беспокойной". Вот это и есть соединение невероятной работы и вдохновения.

"Современным запискам" нужен меценат

- Как вам, ученому, помогает Пушкинский дом?

- Я регулярно пользуюсь его материалами. Как-то заинтересовала строчка в "Двенадцати" Блока - "Скука скучная, смертная" о революции. Как ее разгадать? Известно, что Блок, когда читал книги, все время подчеркивал, ставил на полях знаки, писал целые фразы. Я взял "Историю французской революции" Карлейля, которую изучал и любил Блок. Из пометок поэта и стало ясно, что же он имеет в виду - это метафизическая скука. Революция - время, когда божественное вдохновение покидает человечество, и ему остается только революцию и делать.

После перестройки, когда стало возможным издавать эмигрантов, мне захотелось издать Тэффи, симпатичную писательницу, автора замечательных мемуаров. Прихожу в Пушкинский дом - пожалуйста, фотографии, дореволюционные письма - все есть! Или вот хранится неизданная рукопись Мариенгофа "Это вам, потомки". Мариенгоф в последние годы жизни продавал свои рукописи в разные архивы, потому что денег не было. А сотрудники понимали, что для культуры эти материалы важны. Действительно, ни один специалист по литературе не может обойтись без знаменитого рукописного отдела.

- А современные писатели Пушкинский дом интересуют?

- В Пушкинском доме есть отдел новой литературы. На мой взгляд, сейчас в России существует современная литература, возрождающая могучий русский язык, сильно потрепанный и поблекший за годы советской власти. В частности, петербургская, резко отличающаяся от московской. Назову только самых молодых представителей "новой волны" - Сергей Носов, Павел Крусанов, Анатолий Бузулукский, Дмитрий Григорьев, Вадим Назаров.

- Слышала, что вы при участии Пушкинского дома собираетесь издавать журнал.

- Не издавать, а переиздавать лучший в России журнал "Современные записки", который выходил в эмиграции в 1920-1940-х годах. И не только с Пушкинским домом, а и с Институтом истории РАН, филфаком СПбГУ и Ассоциацией русской культуры, руководимой Д. А. Ивашинцевым. Это грандиозный проект, 70 томов, вся русская литература первой половины ХХ века, Алексей Толстой здесь опубликовал "Хождение по мукам" в первом варианте, здесь напечатана большая часть произведений Набокова на русском языке, Бунин, Ходасевич, Цветаева, великолепная критика, публицистика, статьи по истории. Но без комментариев нельзя переиздавать, потому что многие авторы и события уже забылись. Мы уже подготовили первые два тома и ждем финансовой поддержки. Вполне возможно, что со временем Пушкинский дом сможет помогать проектам не только научно, но и материально.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах