Примерное время чтения: 5 минут
166

Музицирование без границ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 21/12/2005

Необычный концерт прошел 13 декабря в Большом зале Филармонии. Вместе с выдающейся солисткой современности из Великобритании Эвелин Гленни (ударные инструменты) в нем участвовали музыкально одаренные дети с проблемами в развитии из разных регионов России.

"Мир искусства"

Перед концертом за кулисами - взволнованное ожидание. Сосредоточенные детские лица. Многие из этих детей-участников Всемирного хора ЮНЕСКО, созданного благотворительным фондом "Мир искусства", передвигаются на инвалидных колясках, кто-то не видит или не слышит. Вокруг младших суетятся мамы. На сцене идет репетиция. Когда оттуда доносятся звуки ударных, какая-то девочка радостно улыбается: "Это она, Эвелин!"

Эвелин Гленни (на фото) дает два концерта в России - в Петербурге и Москве - в рамках благотворительного турне. Она - звезда первой величины, владеющая десятками ударных инструментов. Выступала практически со всеми лучшими дирижерами и оркестрами мира. Ее именем названы концертные залы, музыкальные школы, улицы и автомобили. Она активно занимается благотворительностью, помогая людям с нарушениями слуха общаться с помощью музыки.

Эвелин выходит на сцену без обуви. Играет, быстро переходя от одного инструмента к другому, и музыка, то тревожная, громкая, как набат, то нежная и тихая, заполняет зал.

- Почему она выступает босиком?

- Ну это же просто. Когда человек не слышит, он воспринимает музыку через ритм, через вибрации, - поясняет Настя Виноградова, одна из участниц хора. Насте 23. Она не только сама поет, но и ищет таланты в своем родном городе Пензе, участвует в организации фестивалей детей-инвалидов.

- На Западе инвалиды имеют больше возможностей, чем у нас, - считает она. - Они учатся и работают вместе со здоровыми. У нас самореализация через музыку, искусство, это одна из немногих возможностей для таких детей.

Фонд "Мир искусства" - явление уникальное, не имеющее аналогов в мире. Его основатель - известный пианист и импресарио Владислав Тетерин. Идея фонда родилась в 1996 году, когда Тетерин гастролировал в Японии. Однажды его пригласили выступить в интернате для детей-инвалидов.

- Это был замечательный интернат в горах, с двумя бассейнами и красивым садом, - рассказал он. -У нас таких детских домов нет. После моего выступления дети сами исполнили японские песни, потом мы вместе музицировали. И я понял, что надо выступать не ДЛЯ детей, а ВМЕСТЕ с детьми. С этого все и началось.

Фонд был создан в 1997 году при поддержке Дмитрия Сергеевича Лихачева и Монтсеррат Кабалье. Его главная задача - поиск и отбор музыкально одаренных детей с проблемами в развитии. Им дается возможность развить свой талант и счастье выступать на одной сцене с лучшими музыкантами мира.

Звездный час Олега Аккуратова

На концерте в Филармонии воспитанники фонда "Мир искусства" выступали не только в хоре и в оркестре, но и как солисты. В исполнении сочинения, написанного специально для Эвелин Гленни известным композитором Джоном Псазасом "Вид с Олимпа", принял участие 15-летний пианист из Армавира Олег Аккуратов.

Судьба Олега похожа на сказку. Он - незрячий с рождения, воспитывался в детском доме. Его музыкальная одаренность проявилась очень рано. На вопрос, когда он начал заниматься музыкой, Олег - светловолосый, неразговорчивый парень в строгом черном костюме с бабочкой, - ответил кратко: "С двух лет".

В 9 лет Олег впервые приехал в Москву. Он прошел отбор для участия в первом крупномасштабном гала-концерте, организованном фондом "Мир искусства". И так поразил своим талантом тех, кто его слушал, что его стали приглашать на все акции, проводимые фондом. В 2002 году уже как солист он выступил в Ватикане перед Папой Римским.

- Олег - музыкальный гений, - считает Владислав Тетерин. - У него потрясающее чувство ритма, феноменальная музыкальная память и дар импровизации. Он по слуху может запомнить и выучить наизусть огромные объемы музыкального текста.

В начале этого года Аккуратов выступал в Лондоне. Его прослушал менеджер Эвелин Гленни и предложил ему выступить вместе с ней. Подготовка к концерту заняла несколько месяцев. Осенью Олег вновь приехал в Лондон для совместных репетиций с мировой знаменитостью. Два музыканта сразу нашли общий язык.

- Было ощущение, что он ее видит, а она его слышит, - говорит Тетерин.

Эвелин не скрывала своего потрясения: Олег по слуху разобрал и выучил невероятное количество крайне трудного современного музыкального текста. После многочасовой репетиции Эвелин отозвалась об их совместной работе как о "музицировании без границ".

Соло для флейты

Еще одним событием на недавнем концерте стало сольное выступление молодой английской флейтистки Руфи Монтгомери. Руфь никогда в жизни не слышала музыки по причине врожденной глухоты. Она училась в знаменитой школе Мэри Хеа - единственном в мире учебном заведении, где детей с нарушениями или полной потерей слуха учат музыке. Ее профессиональная карьера началась в 1997 году благодаря фонду "Мир искусства", когда Руфь выступила на сцене вместе с примадонной мировой оперы Монтсеррат Кабалье. Для юной флейтистки это был поворотный момент, изменивший ее представление о собственных возможностях. Она решила стать профессиональным музыкантом. Даже написала диссертацию на соискание степени бакалавра музыки под дерзким названием: "Какой смысл учить их музыке, если они глухие?", где доказывает, что глухие дети должны иметь такой же доступ к музыке, как и все остальные, что слух - лишь одна грань ее восприятия, а есть много других: воображение, ритм, темп, артикуляция, прикосновение, понимание формы...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах