90

Андрей Петров, семейный портрет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 27/02/2002

Композитор Андрей Петров подготовил для петербуржцев сразу два концерта-сюрприза, которые состоятся в первые весенние деньки. 5 марта в Малом зале Филармонии он выступит вместе со своей музыкальной семьей. 7 марта в Большом зале прозвучат самые популярные мелодии из кинофильмов в новых авторских аранжировках. Концерт будет называться "Уличные мелодии в смокингах".

Ольга, Петя, Манана

- Идея семейного концерта не моя, а руководителей Малого зала, - рассказывает Андрей Павлович. - Это цикл, который в начале года открыл дирижер Геннадий Рождественский с супругой и сыном. Меня же поддержат дочь Ольга, она композитор, и внуки. Старший, 21-летний Петр, - еще студент по классу контрабаса, но недавно прошел конкурс и играет в Академическом оркестре Филармонии. Младшая, Манана, - третьекурсница Театральной академии. Она училась в музыкальной школе на фортепиано, брала уроки пения. Когда поступала в академию, там нужно было показать не только актерские способности, но и музыкальные. Манана спела русскую народную песню, романс, даже арию Доницетти на итальянском языке. Ей сказали: "А почему вы к нам, вам бы в Консерваторию". У Мананы от природы поставленный голос, на концерте кроме двух шуточных песенок споет большое, десятиминутное сочинение Ольги "Душистый горошек".

- Поделитесь, пожалуйста, опытом с теми родителями, которые заставляют детей учиться музыке. Вы оказывали давление на дочь, внуков?

- В свое время Ольгу отдали в школу-десятилетку на фортепиано, а потом она сама стала сочинять и поступила в Консерваторию на композиторский факультет. Ольга увлекалась то рок-музыкой, то индийской, то Шенбергом, и к моему творчеству относилась иронически. Я в ее творчество абсолютно не вмешивался. Со временем Ольга стала отходить от крайностей, появился интерес к детской музыке - ее опера "Винни Пух и все-все-все" идет в театре "Зазеркалье", балет "Гадкий утенок" ставили в Малом оперном. Вкусы наши сблизились, вместе мы даже сочинили музыку к сериалу "Петербургские тайны".

Вот в решении внука Петра - выбрать из всех инструментов контрабас - семья роль сыграла. Поначалу хотели скрипку, но его папа (единственный человек в семье, не имеющий, к счастью, отношения к музыке) сказал, что его нервы не выдержат ежедневных упражнений. Ну и решили - виолончель, все-таки более грудной, "щадящий" тембр. Петя стал заниматься, но вяло, без энтузиазма. Нужно было что-то делать. Я взял симфоническую партитуру и показал Пете: "Видишь, последний из всех инструментов - контрабас, дальше некуда!" У Пети появился интерес. Сейчас играет и в оркестре, и в квартете "Кватробас" с такими же молодыми ребятами. У них была пара концертов в Малом зале, даже зарубежные гастроли. Репертуар - от классики до джаза. На концерте Петя исполнит пьеску "Я шагаю по Бродвею", которую я для него написал.

Киномузыка

- Вы упомянули о том, что написали с Ольгой музыку к "Петербургским тайнам". Давно хотела выведать, как вы пишете вдвоем?

- Мы поделили персонажи, которым даем музыкальные характеристики. В шестидесяти сериях звучат три романса, два из них написала Ольга. Единственное, где трудно разделить, кто что создал, - в увертюре. Вот здесь абсолютно совместное творчество, на концертах мы иногда в четыре руки увертюру исполняем и рассказываем, как сочиняли, сидя вот так же за роялем.

Сейчас написали музыку к первым десяти сериям ленты "Саломея", которую делает практически та же команда, что и "Петербургские тайны".

- А в большом кино работаете?

- Прислал новый сценарий Эльдар Рязанов, он задумал водевиль времен Серебряного века. А еще: по почте, без всякого предупреждения, получил письмо и сценарий от режиссера Говорухина. С ним мы еще никогда не сотрудничали, материал меня заинтересовал, но пока не знаю, как найти время.

- Как родилась идея переписать популярные киномелодии для симфонического оркестра?

- Года два назад Темирканов со своим оркестром сыграл "Юмореску" из "Человека-амфибии", и тут же пришлось повторить на бис. И я подумал, вот когда к нам приезжают зарубежные оркестры, после серьезной программы обязательно возьмут и сыграют какой-нибудь регтайм - и в публике такое оживление, будто ради этого пришли. Или вот вечера Штрауса - всегда аншлаги. Легкой музыки не хватает, у нас крайности - или очень серьезная, в филармонических залах, или попса по телевизору. Раньше легкую музыку больше исполняли, хотя бы по радио в концертах по заявкам.

- Почему вы никогда не дирижируете собственными произведениями, не даете сольных концертов?

- У меня нет желания, хотя продирижировать эстрадно-симфоническим оркестром неоднократно уговаривал Анатолий Бадхен. Там все на ритме, все отрепетировано, развалить оркестр трудно. Но тем более возникает ложная ситуация, я бы смущался этим. А насчет того, чтобы сыграть на рояле соло - у меня до анекдота доходит: дома репетирую без запинки, а как выхожу на эстраду, то на одном споткнусь, то на другом. Видимо, это отсутствие артистизма, исполнительского начала. Только когда играю наедине, чувствую себя Рихтером (смеется).

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах