Примерное время чтения: 5 минут
101

170 лет - это не старость

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3 18/01/2006

Петербург называют музеем под открытым небом. Однако время не щадит экспонаты "без крыши над головой", обрекая их на постепенное разрушение. Главные враги памятников - автомобильные выхлопы, техническая соль, птичий помет, микробы и кривые руки вандалов.

Автомобили в безнадежных пробках ежедневно "окуривают" архитектурные шедевры выхлопными газами. А это - основной источник соединений серы, из-за которых на памятниках из мрамора и известняка образуется уродливая гипсовая корка.

Бронзовые памятники разрушают промышленные выбросы и соль, используемая для посыпки улиц.

Больше всего страдают те произведения, форма которых способствует скоплению загрязнений и влаги. Чем богаче декор памятника, тем, к сожалению, он скорее гибнет.

Микробы и грибы пожирают мрамор

К птичьему помету, традиционно "украшающему" скульптуры, все настолько привыкли, что вид помпезных и при этом изрядно обгаженных монументов даже улыбки не вызывает. Единственное, что тут можно сделать, - регулярно мыть памятник щадящим органическим раствором.

Гораздо более существенный вред наносит другая живность. Специалисты Биологического НИИ СПбГУ доказали, что в условиях неблагоприятной экологической обстановки на поверхности каменных памятников активно развиваются микроорганизмы - бактерии, микроскопические грибы, водоросли и лишайники. Микробы вызывают изменения окраски, химического и минерального состава мрамора и других горных пород. Меняется внешний вид памятника - на его поверхности появляются корки, отложения и патина со следами жизнедеятельности микроорганизмов.

Как показали исследования двух последних десятилетий, грибы играют особую роль в разрушении камня. Они, в отличие от водорослей и бактерий, могут развиваться и в аскетических условиях. Грибы питаются остатками других организмов, а если что, и полимерными реставрационными материалами не побрезгуют. Продукты жизнедеятельности грибов особенно сильно разрушают материал памятника.

Шедевры еще можно спасти

Группа ученых из СПбГУ разработала методику оценки состояния памятников. Благодаря ей реставрация становится более эффективной и адресной.

"Долгое время перед нами стояла проблема объективной оценки степени разрушения памятников, - рассказывает профессор СПбГУ Ольга Франк-Каменецкая. - Совместно с Военно-инженерным техническим университетом мы разработали систему оценки состояния памятников из камня и металла по совокупности различных показателей, так называемую квалиметрическую экспертизу". Процедура позволяет оценить состояние памятника одним числом, от нуля (полное разрушение) до единицы (идеальное состояние).

По мнению профессора СПбГУ Андрея Булаха, нужно создать электронный банк данных по состоянию всех городских памятников. Эту идею вроде бы поддерживает и Комитет по государственной инспекции, контролю и охране памятников администрации Петербурга (КГИОП). Методология уже разработана и опробована - бери и пользуйся. Однако дело не двигается с места, и в этом проблема. Совместный проект ученых СПбГУ и Музея городской скульптуры "Создание специализированной базы данных по состоянию природного камня и металла в скульптурных памятниках Петербурга" так и не был включен в рамки бюджетного финансирования. Сейчас ученые озабочены разработкой новых методик консервации, которые позволят сохранить памятники в первозданном виде.

Короткая память неблагодарных потомков

"Очень грустно, что сейчас, когда принимается решение о реставрации того или иного объекта, обращают внимание только на то, что видят все, а не на то, что нуждается в скорейшей реставрации, - отмечает профессор Франк-Каменецкая. - Необходимо провести научную экспертизу состояния камня всех памятников города и области. После этого будет понятно, какие объекты требуют немедленной реставрации. К сожалению, именно те памятники, которые не находятся у всех на виду, в настоящее время пребывают в самом тяжелом состоянии. В качестве примера можно привести некрополи Александро-Невской лавры".

Именно в некрополях можно встретить мраморы, завезенные из разных уголков России и мира, различные граниты, песчаники и т. д. Надгробия искусно отделаны декоративными элементами из меди, бронзы, латуни и других сплавов. Вместе с тем памятники композитору Римскому-Корсакову, художнику Шишкину и многим другим не менее известным людям имеют множество механических повреждений, поражены грибами и водорослями.

Петербург - город молодой, и возраст большинства его монументов очень небольшой, всего 150-170 лет. "Для памятника это ранняя весна, но у нас они находятся в ветхом состоянии, многие доведены до полного изнеможения. Все это только из-за нашего невнимания к ним, - уверен Владимир Сорин, главный специалист научно-реставрационной фирмы "Интарсия". - Я видел памятники в Китае и Египте, которым по 5-6 тысяч лет, и при этом они находятся в прекрасном состоянии. Отношение к памятнику в России - это элемент некой игры: если требуется ремонт, то его делают быстро и халтурно - проблема решается, но никого не волнует, что будет дальше". По мнению Владимира Сорина, необходимо, чтобы в Петербурге была создана специальная служба слежения за состоянием памятников и своевременного проведения профилактических работ. Ведь если, к примеру, мыть памятники один раз в год, то реставрировать их придется в 10 раз реже.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах