Народный инструмент не должен быть сложным. Его делали простые люди в обычных условиях, чтобы играть простые мелодии для своего удовольствия или на потеху односельчанам.
Волшебные дрова
Музыкант Алексей Чанилов делает инструменты своими руками. Причем в основном такие, которые никто из нас никогда не видел. Он их не придумывает, а реконструирует, вытаскивает из далекого прошлого, из старых книг и легенд. Вот, например, прообраз всех скрипок - гудок.
- В раскопках Великого Новгорода находили фрагменты этого инструмента, а я сделал его целиком. Казалось бы, какая простая штука, деревянный ящик, три струны и смычок из гнутой ветки и конского волоса, но гудок годился для несложной музыки, ведь у народа была простая, доступная пониманию и запоминанию музыка. А вот колесная лира - то, что в европейских странах называют харди-гарди. С нею слепые музыканты, бояны, ходили с поводырями по деревням и городам, играли и речитативом рассказывали былины и духовные стихи. Видите, струны какие у этой лиры? Это настоящие жильные струны из шкур животных. Теперь такие не делают, мне они достались от старых арф в одной немецкой мастерской: там меняли жильные струны на новые, а я выпросил старые.
Старые струны шипят и хрипят, на них невозможно получить чистый звук, но Чанилов счастлив: ему нужен не чистый звук, а максимально приближенное к историческому оригиналу исполнение. То, что большинство его инструментов звучат не слишком мелодично, не только не смущает мастера, но, наоборот, служит предметом гордости. Вот пронзительный крик славянской волынки, сделанной из мохнатой козьей шкуры. Вот жуткий скрежет, который издает штука, издали похожая на высокий барабан, - это инструмент под названием бугай.
- Ерунда, поканифолить малость - и отличный звук, самый что ни есть народный, корневой. Не в чистоте звука магия музыки. На компьютере можно вылизать каждую нотку, но разве появится в этой стерильной игре обаяние? В эпоху скоморохов многие деревенские люди умели играть - в основном на жалейках, на дудочках, а скоморохи были профессиональными исполнителями, причем музыка у них сочеталась с театрализацией действа. Скажем, скоморохи любили играть на дровах. Люди удивлялись - надо же, как это возможно? А все очень просто - когда умеешь, конечно. Береза, срубленная на солнечной горушке, правильно - лет десять - не меньше, высушенная, дает великолепный звук, а разные полешки звучат по-разному, вот и подбирали их на манер ксилофона.
Пыль невостребованности
Алексей тоже любит удивлять публику. Когда он гастролировал по Европе с ансамблем "Скоморохи", на чем только не играл: и на дровах, и на ложках, и на десятках дудочек и рожков, и на косарской косе, которая, оказывается, дает глубокий колокольный звон, и даже на сапоге.
- Конечно, сапог этот подставной, в голенище спрятана гармошечка, но западная публика приходила в полный восторг. Интересно, что русские, уже в котором поколении живущие на Западе, реагируют на нашу народную музыку особым образом. На одном концерте во Франции на авансцену все время выскакивала маленькая девочка и плясала под мою игру - руки в боки, ножки притопывают. Оказалось, что ее прадедушка родом из России. Это генетическая память на музыку. А мы зачастую не ценим богатство своей народной культуры, пренебрежительно относимся к ней.
Алексей Чанилов очень жалеет, что большую часть времени его триста с чем-то инструментов проводят висящими дома. Правда, время от времени случаются выставки, где чаниловские работы принимают участие, да и сам Алексей Степанович не сидит без дела - преподает на кафедре народных инструментов Академии культуры, вуза, который сам когда-то окончил. Но все-таки за время вынужденного бездействия уникальные инструменты успевают покрыться пылью.
- По слою пыли можно догадаться, как давно эти вещи не выходили из дому, как нечасто их берут в руки. Мне кажется, людям, особенно детям, нужно иметь возможность не только регулярно видеть такие инструменты, но и слышать, как они звучат. Сиплый, странный, волнующий голос - это же само прошлое поет. Если б была передвижная выставка, которую можно было возить по маленьким городкам и поселкам Ленобласти, вообще по России, где люди совсем оторваны от культуры, это пошло бы всем на пользу.
Такое просвещение, по мнению Чанилова, очень многое может дать и для пропаганды толерантности. Если человек гордится культурой своего народа, ему не придет в голову унижать другой народ, тем более - применять к нему насилие. Музыкальные инструменты многих народов мира схожи между собой и могли бы играть в одном оркестре. Когда люди вместо оружия будут брать в руки скрипки, волынки, флейты и барабаны, тогда и наступит эпоха музыкального мира, о которой мечтает Чанилов.