Примерное время чтения: 4 минуты
78

Отпускные страдания

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28 12/07/2006

Лето, долгожданная пора отпусков. В турфирмах сегодня людно. Уставшие от будней граждане просматривают буклеты и прайсы, выбирают страны и отели, оформляют визы... Все ли вернутся довольными?

Многим памятен недавний скандал с московской фирмой "Лук-тур", клиенты которой оказались "кинутыми" в Турции и вынуждены были решать проблемы с гостиницами за свой счет. Правда, в нашем городе таких масштабных прецедентов еще не было, у нас все больше "по мелочи": отель звездой ниже подсунут или, вопреки обещаниям, заставят одну из ночей провести в автобусе (питание окажется не трехразовым, лежаки на пляже - платными и т. д.).

Экстремисты-шантажисты

Между тем, по мнению отвечающих за туризм чиновников, количество подобных "мелочей" год от года снижается. Что неудивительно: в городе работает около полутора тысяч турфирм, многие из них существуют уже 10 и более лет. Туристический рынок практически сформировался, количество выездов постоянно увеличивается. Вопрос репутации решает если не все, то во всяком случае многое, фирм-"однодневок" сейчас уже не встретишь. По словам юриста отдела развития инфраструктуры туризма Управления по туризму Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Администрации Петербурга Алины Попадченко, с 2003 года в нашем городе лицензий были лишены всего пять туристических фирм. Еще в шести случаях было вынесено решение о приостановлении деятельности.

"Санкт-Петербург - самый стабильный российский регион по туризму", - убежден руководитель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. Но при всей этой стабильности ежегодно в соответствующие ведомства поступают сотни жалоб на некачественно оказанные турфирмами услуги. Жаловаться, кстати, можно как на туроператоров (организаторов поездки), так и на турагентов (продавцов). Точное количество судебных разбирательств по этому поводу неизвестно, но, по словам Корнеева, речь идет о десятках исков в год. Впрочем, до суда доходят, конечно же, не все инциденты. Многие из них туроператоры стараются "уладить" еще до обращения граждан к служителям Фемиды. Опять же вопрос репутации - тем более, что большинство потребительских исков в суде удовлетворяются. Этим, считает Корнеев, и пользуются "потребительские экстремисты", раздувающие из мухи слона и готовые из-за любой мелочи судиться. Вернее, шантажировать руководство турфирм потенциальными исками и требовать за вполне полноценную поездку возврат денег или: новый тур. На вопрос корреспондента "АиФ-Петербург", существуют ли в турфирмах "черные списки" таких клиентов, Корнеев ответил, что допускает это, однако едва ли кто в открытую признает их существование.

От чего страховаться?

Однако, выезжая за рубеж, часто мы сами не заботимся о возможных рисках. Российский турист до сих пор имеет очень низкую страховую культуру. Большинство консульств настаивают на обязательной медстраховке выезжающих. Ее сумма зависит от страны посещения, длительности тура и страхового покрытия. Получить медстраховку с гарантированной экстренной помощью можно и путешествуя в пределах России. В таком случае сумма страхового покрытия будет существенно ниже - 3-5 тысяч долларов, а сумма страхового взноса, например на 15 дней, составит около 150 рублей.

Медицинское страхование - это еще не все, не грех застраховаться и от других рисков. По мнению страховщиков, турфирмы помимо обычного страхового полиса должны предлагать выезжающим застраховаться и от несчастных случаев. Ведь кроме недугов могут произойти и другие неприятности - потеря документов или багажа, травмы при занятиях экстремальными видами спорта, не дай бог - теракты. Тогда все перечисленное будет являться страховым событием. Сегодня же многие страховые компании не рассматривают тот же теракт в качестве страхового случая, приравнивая его к форс-мажору, когда аннулируются все обязательства сторон.

Кроме того, весьма актуальным представляется страхование на случай отмены поездки. Например, вы выкупили поездку, но заболели. Или заболели ваши близкие. Или в последний момент выяснилось, что вам отказали в визе (последнее происходит не так уж редко). В среднем такая страховка обойдется в 2-3% от стоимости тура, в случае срыва поездки незастрахованный турист может потерять от 50 до 100% стоимости путевки.

Пока же среднестатистический российский турист настолько далек от "страховой культуры", что, заболев во время путешествия, сам старается уладить проблемы со здоровьем, занимается самолечением. Хотя можно в любое время дня и ночи позвонить по телефону, указанному в полисе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах