Примерное время чтения: 8 минут
397

Вандализм с "дочеловеческим" лицом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 02/08/2006

Самый страшный враг памятников - вандалы. Существует немало вопиющих примеров надругательства над памятниками: от сбрасывания с пьедесталов статуй в Летнем саду до попыток отпилить голову укротителю коней на Аничковом мосту. Реставраторы залечивают раны, но вандалы наносят новые. Что же это за люди такие?

Казалось бы, в нашем городе, в котором насчитываются тысячи памятников, явление вандализма давно должны были исследовать, ведь, как известно, предупрежден - значит вооружен. Комитет по охране памятников заказал такую работу Университету. Но реставраторам некогда ждать, и Владимир Сорин, главный реставратор фирмы "Интарсия", лично изучал проблему.

Животный инстинкт

- В Публичной библиотеке я не нашел ни одной работы на эту тему на русском языке, - рассказывает Владимир Григорьевич. - А вот по-английски - есть. В них описывается до двух десятков видов вандализма.

:Удивительный факт: на протяжении истории люди создавали памятники, тратя на это силы и средства, иногда колоссальные, не получая ничего материального взамен. И все эти тысячелетия другие люди уродовали их создания, тоже тратя на это силы и средства, иногда колоссальные, порой подвергая свою жизнь и свободу опасности. Почему? Психологи давно этим вопросом занимаются, и когда выясняются причины, тут же появляются средства борьбы, иногда уникальные.

Первый тип вандализма можно условно назвать "дочеловеческим", это животный инстинкт - пометить территорию и заявить о себе. В этом смысле всеобщая грамотность - бич божий. Приезжает человек в Петербург и пишет на памятнике "Жмеринка!" - это все равно что собачка на угол написала. В темных душах живет этот инстинкт, и они не в силах с ним бороться.

Почему разрушили Рим

Вторая, более важная и масштабная проблема - идеологический вандализм. Кстати, само слово пошло от племени вандалов, которые разрушили Рим. Считается, что они сделали это потому, что были "некультурными". Это неправда, на самом деле они были людьми другой культуры. Идеологический вандализм проявляется в том, что люди считают свою культуру единственно правильной, а все другие - не достойными существования. Христиане разрушали памятники античным богам, мусульмане - и античным, и христианским, в России большевики разрушали памятники "царизма", фашисты - неугодным им гуманистам - Гете, Шиллеру, современные талибы взорвали в Афганистане гигантские скульптуры Будды...

Идеологический вандализм - это проявление конкурентной борьбы за души и за деньги, которые эти души платят.

Из протеста и тщеславия

- Ну, а "душами" зачастую владеет вандализм, который можно назвать протестным, направленным против общества или отдельных лиц. Вот на устоях железнодорожного моста на Кантемировской улице написано: ПТУ такое-то - фуфло! Видимо, достало мальчишку это ПТУ. Подростки - самый большой контингент "протестных" вандалов, потому что они - самые угнетенные люди на свете: средств к существованию - никаких, ума еще мало, а сил уже много.

Вандализм из тщеславия - также один из самых распространенных. Вроде бы людьми движет желание приобщиться к великому - вот они и фотографируются, но не только на фоне памятника, а взгромоздившись на него. Недавно увезли на реставрацию льва со спуска у Дворцового моста - ему сломали спину, позируя верхом. Теперь "ездят" на втором. А сколько народу влезает на коней Клодта! Они не ведают, что на подошвах их обуви - песок, разрушающий защитный слой, созданный реставраторами.

Из тщеславия вандал оставляет на памятнике свое имя.

На Александровской колонне мы с большим трудом уничтожили нацарапанную надпись: "Ай лав Питер" и подпись - "Коля".

Вандал - человек эгоистический. То, что памятник создан для всех, его не волнует, он отпиливает, отламывает, уносит его частичку на память себе. Вот, например, недавно воссозданная ограда у Александровской колонны - на ней уже 64 утраты!

В Эрмитаже любители сувениров регулярно свинчивают и уносят на память дверные ручки. Для восполнения утрат их отливают сотнями, в музее есть специальная служба установки ручек.

Обгадить все вокруг

- Вандализм может быть компенсацией комплекса неполноценности. Кто-то ощущает себя настолько маленьким, гадким, слабым, что ему нужно обгадить все вокруг. Я однажды поймал человека, который забивал гвоздь в ногу коня Колесницы Славы на арке Главного штаба. На вопрос, зачем он это делает, зло ответил: "А зачем он тут стоит". Доходит и до болезней, как это было с психом, плеснувшим кислоту на эрмитажную "Данаю".

С комплексом неполноценности связано и то, что люди слабые сбиваются в стаи, чтобы чувствовать себя сильными и значительными. Они заявляют о своем клане, рисуя на стенах свастику, оставляя надписи "Алиса", между прочим, в этом же ряду и "Зенит - чемпион!"

Есть и хозяйственные стимулы для разрушения памятников, недаром у нас любят воровать медь.

Навязанное знакомство

- Граффити - таким красивым словом назвали вспыхнувшую после появления аэрозольных красок моду рисовать на стенах. Эпидемия захватила весь мир, потому что поначалу психологи не поняли суть явления и приняли неверную контрмеру: решили приручить вандалов, объявив граффити "народным искусством", указывая места, где творить можно, но "художники" с особой охотой рисовали на памятниках. Как-то в Париже у меня был спор с одной активной сторонницей "спонтанного народного искусства". Мои аргументы заключались в том, что произведение искусства - это выражение личности художника, и оно должно находиться в музее, куда люди специально приходят знакомиться с произведением и личностью. Но если "знакомство" навязывается на улице, это нарушение прав человека.

Как бороться с вандалами

- В Италии пришлось изобретать специальную защитную антивандальную пленку. Мы обработали ею пьедестал Александровской колонны - до сих пор на нем нет ни одной надписи. К сожалению, это единственный пример на всю Россию.

До революции предпочитали активные меры защиты памятников. Петр Первый, выставив статую Венеры Таврической в Летнем саду, тут же поставил рядом гренадера с ружьем. У Александровской колонны находилась будка с гвардейцем. Уж сколько мы, реставраторы, бились за то, чтобы восстановить эту традицию, но ни Эрмитаж, ни власти города идею не поддержали.

Существуют и пассивные методы защиты. Мы предлагали установить не видную с площади ограду на крыше Главного штаба, чтобы затруднить доступ к Колеснице.

Сейчас со стороны принадлежащей Эрмитажу части здания сделана решетка. И эффект налицо - мы обнаружили только одну надпись. Но со стороны военных Колесница не огорожена! Возможно, если бы решетку поставили полностью, надписей не было бы вовсе.

В Европе практически рядом с каждым памятником есть магазинчик, в котором можно купить сувениры, связанные именно с этим памятником. От дешевых гипсовых до дорогих бронзовых или каменных, на которые даже дают сертификат, что они изготовлены из того же самого материала, что и оригинал. Предлагают написать и имя тщеславного покупателя. В Японии у одного из знаменитых храмов, в котором статуя Будды была исписана вандалами, в самом удобном для фотографирования месте установили белые щиты. Желающим предлагают писать на них свои имена и запечатлеться на фоне храма. Гордая надпись "Здесь был Вася" останется на фото. В лондонском Гайд-парке можно не только высказаться на любую тему, но и написать на специальной стеле символы своих партий и группировок.

Русалочку спасли

- Среди методов борьбы есть очень остроумные. Как-то в Канаде, в Ванкувере, где фанаты, идя на футбольный матч, исписывали и изрисовывали стены домов, я был свидетелем такой антивандальной придумки властей. Прямо на улице были выставлены сотни ящиков с мозаикой, и каждый желающий мог выложить любой рисунок, символ, написать свое имя. Потом произведения закрепили цементом, и они остались "навсегда", но не на стенах домов, а на газоне. Подобные акции продолжаются.

В Риме знаменитый фонтан Треви погибал от монет, которые бросали в него "на память". Было установлено незаметное для публики устройство, по которому все денежки стекают в специальный "монетоотвод". На собранные средства содержат все фонтаны Рима!

Важна и антивандальная пропаганда - так, в Копенгагене, когда какой-то псих два раза отпиливал голову Русалочке, после восстановления рядом с ней установили фотографии обезображенной статуи, плачущих людей, работу реставраторов. С тех пор новых попыток не предпринималось. Общество и власть должны быть заинтересованы в сохранении памятников, в борьбе с вандализмом. В нашем городе особой заинтересованности пока не чувствуется.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах