Классик российского кино режиссер Виталий Мельников вновь на съемочной площадке. Завершив историческую трилогию, последним фильмом которой был "Бедный, бедный Павел", он задумал картину в жанре, с которого когда-то начинал, - трагикомедию. Напомним, что первым фильмом Мельникова был всенародно любимый "Начальник Чукотки".
Мысок в роли островка
Новая лента под рабочим названием "Агитбригада "Бей врага!" снимается сейчас под Выборгом и в Подпорожье. По сюжету, в годы войны киноконцертная бригада из пяти человек плывет на лодке по сибирской реке, останавливается в деревнях и пропагандирует победу Советской армии. В ее составе - Виктор Сухоруков (милиционер Никанор), Кирилл Пирогов (художник Вадим), Наталья Ткаченко (певица Вера), молодая московская актриса Анна Данилова (киномеханик Зинка), 13-летний Никита Лейтланд (интернатовский мальчишка Раднэр, имя расшифровывается как "рад новой эре").
- Картина, я бы сказал, интимная, камерная, - рассказывает Мельников. - Суть ее - во взаимоотношениях между пятью главными героями. Тут важны не компьютерные эффекты, не размах, а внимание к человеку и к отношениям между людьми.
Как часто бывает в кино, снимать начали с конца фильма. Под Выборгом нашли мысок в заливе, который при съемке с определенных точек вполне может сыграть роль острова - по сюжету, герои терпят на нем крушение. Почти все действие фильма (и, соответственно, съемка) проходит под открытым небом, на воде. Такая обстановка вносит подчас неожиданные коррективы в рабочий процесс.
- Природа - вода, ветер, облака - это шестой герой нашей картины, - говорит Мельников. - Мы работаем на мысочке маленьком, у нас слева вода, справа вода, герои действуют, а артисты даже спят в двух шагах от воды. Так что от этого столкновения человеческого и природного окружения появляются какие-то дополнительные эффекты.
Эффекты оказались сильными, режиссер переписывает большинство диалогов прямо перед съемками и думает изменить название фильма:
- Я думаю, картина будет называться как-нибудь повеселее, несмотря на то что события там грустные. Наверное, подходящее название - "Мы на лодочке катались". Оно ироническое, а события, которые за ним скрываются, отнюдь не комедийные.
В работе на природе есть преимущества и для съемочной группы: во-первых, все загорели. Во-вторых, совместили приятное с полезным: в одном кадре нужна была живая рыба. Ее поймали тут же, не отходя от съемочной площадки. И, после того как сняли, второй режиссер Оксана наварила ухи на всю группу.
Настоящие сороковые
Идет съемка нескольких эпизодов в лодке. На ней установлен до сих пор действующий моторчик 50-х годов (изготовлен по образцу 30-х - исторические детали внимательно отслеживаются!). Сначала нужно снять несколько "проплывов": артисты садятся в игровую лодку, оператор Сергей Астахов с ассистентами - в современную, резиновую. Мельников с берега придирчиво оглядывает актеров, рассаживает их так, как должно быть в кадре, и две лодки уплывают, чтобы снять кадр в движении. После возвращения на берег начинается работа над следующим кадром: энкавэдэшник Кольчугин (Алексей Девотченко) беседует со своим товарищем в крохотной кабинке лодки, там едва помещаются два человека. Лодка стоит у берега. Оператор Астахов расположился на борту, камера заглядывает внутрь кабинки. Мельников - на берегу, отслеживает происходящее, глядя на изображение на мониторе, и дает указания актерам в громкоговоритель. Две репетиции - съемка - кадр готов. Работа идет быстро, и, по отзывам съемочной группы, никаких проблем, скандалов и трудностей не возникает. Виктор Сухоруков, на счету которого уже около 50 киноролей, не устает удивляться такой гармонии:
- Я впервые каждый день на съемках думаю: как хорошо! Так же не бывает! Как-то все слаженно, динамично, ярко, ощущаешь перспективу истории и какую-то тревогу - это только у русских, наверное. Потому что у американцев, в Африке, в Японии - у них либо хорошо, либо плохо. У нас, когда хорошо, а тем более когда долго хорошо - сразу начинаешь подозревать неладное!
Хотя совсем без "историй" на площадке не обошлось. В один из дней снимали большую массовку - в нее пригласили жителей Выборга. Художник по костюмам Лариса Конникова относится даже к массовке чрезвычайно ответственно: одежда в духе сороковых годов была подобрана очень тщательно. Семьдесят человек, одетые в духе того времени, выглядели настолько правдоподобно, что одной пожилой женщине стало плохо - нахлынули воспоминания.
Вместо алкоголя - уборка
Артисты работают с большим интересом и ведут себя примерно. Наталья Ткаченко специально для роли буквально за месяц научилась играть на баяне. Особого упоминания заслуживает Кирилл Пирогов. В день, когда актер не был занят на съемках, он куда-то исчез из гостиницы. Пополз слух, что Пирогов уехал в Выборг выпивать с находящимся там на съемках другого фильма Константином Хабенским. Однако выяснилось, что уехал он с директором картины убирать то место, где накануне проходили съемки и остался мусор.
- Нам повезло, что все актеры заинтересованы в этой работе, все они оказались более-менее свободны в одно и то же время, так что мы сейчас ведем такой бригадно-семейный образ жизни. Все они здесь, под рукой, и, кажется, все работают с большим интересом, - хвалит артистов режиссер. Любовь получилась взаимная:
- Он так собрал нас, как будто мы здесь и жили, как будто мы дети одной мамы, - восхищается Мельниковым Сухоруков. - Каждого из нас он одарил перевоплощением, переживанием, у каждого из нас есть драма, есть тайна, и для каждого из нас, актера и актрисы, разве это не подарок судьбы? Разве это не счастье, разве это не сладкие слезы умиления, когда каждый из нас, сыграв эту роль, может показать себя с разных сторон?
И лодка плывет:
После Выборга группа отправляется в Подпорожье. Снимать еще много, но здесь закончены самые сложные с точки зрения актерской игры сцены.
- Мы начали со сложнейшего эпизода огромной истории, перевернувшей всю жизнь этих людей, наших героев, - говорит Сухоруков. - И мы, одолев ее, можем плыть легко, просто, не промочив ноги. За этот период мы притерлись друг к другу, разглядели и, мне кажется, почувствовали друг друга, у нас полное взаимопонимание, хотя мы все очень разные.
История во многом основана на воспоминаниях Мельникова. В его книге "Жизнь, кино" описаны сибирские поселки спецпереселенцев, плывущие по реке баржи со ссыльными народами и лодка с агитбригадой "Бей врага!" и кинопередвижкой на борту, в которой Мельников-подросток сидел на веслах и с которой, вероятно, и началась его любовь к кино.