Многие дворы в центре преображаются: плитка, фонари, цветы. Замечательно, но, во-первых, дворы эти похожи, во-вторых, многим еще ждать и ждать новой жизни.
Во дворе по набережной Фонтанки, 2, преображение началось более 20 лет назад. И перспектива, возможно, рассчитана на столько же. Но зато такого уникума нет не только в городе, но и, если верить книге отзывов (а во дворе она имеется!), ни в одном российском и зарубежном городе.
Ангелы и атланты
Цоколи домов в этом дворе украшены мозаичными картинами на тему "Олимп культуры", так же как и детская горка. Есть "зона тихого отдыха" с фантастическими пространственными композициями, панно, фонтаном. Основание одного из наружных лифтов подпирают атланты (заодно фундамент укрепили), рядом в мини-бассейне - скульптурки двенадцати ангелов. Знатоки сравнивают "мозаичный двор" с творениями знаменитого испанца Гауди.
Петербургский Гауди - это известный художник, кандидат педагогических наук Владимир Лубенко, по его проектам самый заурядный двор превращается в сказочный. А воплощать замыслы помогают дети из руководимой Лубенко Малой академии искусств (МАИ), педагоги, да и все желающие, вне зависимости от возраста и профессии. Можно прийти во двор сегодня, завтра - в любой день - и заняться мозаикой. Не бойтесь, вас научат. По отзыву одного из добровольцев: "Спасибо за возможность попробовать себя в столь медитативной и радостно-успокаивающей работе". Особенно много добровольцев приходит с утра, а есть желающие отдохнуть здесь душой после службы. Одна бизнес-леди откровенничает: "На работе я командую, а здесь мне дали задание. Все-таки руководить легче, чем творить". Целый час она старательно выкладывала мозаичный цветочек.
Можно сказать, двор делают всем миром, потому что сюда забредают и остаются потрудиться иностранцы, приезжали воспитанники художественных школ из Франции, Англии, Германии, Америки.
Извержение "Вулкана"
А началось все в 1984 году, когда Владимиру Лубенко "отдали" подростковый клуб "Вулкан", который находился в одном из флигелей. Выпускник Академии художеств, монументалист, в то время научный сотрудник Русского музея, Лубенко разработал авторскую систему воспитания гармонической личности через синтез искусств и наук.
Но как обучать "гармонии", если дети заходили в клуб через загаженную парадную? Ее не просто отремонтировали, а украсили мозаикой пол и стены, в окно вставили витраж (увы, его украли:). Со временем клуб превратился в Малую академию искусств, где живописью, музыкой, актерским мастерством, а также философией и психологией занимаются 200 детей. МАИ - организация государственная, некоммерческая.
:Многие интересуются: на чьи же деньги простой двор украшают произведениями искусства? Между прочим, эскиз и изготовление квадратного метра мозаики стоит не меньше тысячи долларов. Ну, а здесь все работают за идею. Придумщику и движущей силе проекта Лубенко удается раздобыть смальту, он убеждает цветочные хозяйства поделиться растениями, и теперь двор украшают клумбы, у него крепкие связи с муниципалами, которые помогают в благоустройстве. Проблемой остается подключение двух фонтанов - тут вся надежда на "Водоканал". Хотелось бы сделать подсветку мозаики - тут тоже без спонсора не обойдешься.
И благодарности, и кляузы
Бабушки, сидящие на скамеечках, не нарадуются на райский уголок. И то и дело обращаются с просьбами, которые нужно бы адресовать жилконторе. Зимой просили сбить сосульки, сейчас - убрать из-под окон автомобили. Их вдохновляет придумка Лубенко: на тротуаре у одного из фасадов стоят декоративные колокола, и уж автомобиль тут не пристроишь. Глядя на атлантов, жители соседней парадной просят украсить (а заодно и укрепить) фундамент их лифта. Для него готовится мозаичное панно.
Как ни странно, находятся люди, которых такая вот бескорыстная деятельность раздражает. Они ищут подвох, пишут "в инстанции". В распоряжении МАИ есть старенький "Москвич", на котором перевозят цемент, смальту, и который приходится постоянно чинить, естественно, своими силами. Зимой над машиной сделали полиэтиленовый навес, так поступила жалоба, что сотрудники открыли ремонтную мастерскую, используют двор "в личных целях". Вот такой мотив кляузнику близок. А как-то житель второго этажа, под окном которого расположен козырек над входной дверью в академию, стал его спиливать - мол, когда идет дождь, он стучит и мешает спать. Хотя козырек - не причуда, а обязательное архитектурное требование.
Часть дома, выходящая на Фонтанку, выкуплена состоятельными гражданами. Они закрыли ворота, установили охрану. Теперь во двор можно попасть только с улицы Чайковского. А раньше мозаичное чудо было видно из Летнего сада, и приходили заинтересованные граждане. Многие, прогуливаясь по Фонтанке, забредали случайно, тем сильнее был эффект. Теперь, может быть, порядка стало больше, но красота - недоступнее. "А ведь мы делаем это для людей", - говорят в академии.
И все-таки двор знают, по вечерам все скамейки заняты, сидят и с пивом, но мусор аккуратно кидают в урны. Не зря Владимир Васильевич неколебимо уверен, что "искусство, молча, облагораживает".