Вместо протоиерея
«АиФ-Петербург»: Николай, профессия конферансье - редкая... В чём её отличие от работы того же ведущего?
Николай Поздеев: - Мало того, что профессия редкая, но и жанр-то очень молодой. Ему в прошлом году исполнилось 100 лет. Принято считать, что конферанс появился, когда актёр МХАТа Никита Балиев открыл в Москве кабаре «Летучая мышь» и стал общаться с публикой, говорить на злободневные темы…
Когда меня стали называть конферансье, поначалу вздрагивал, потому что с большим пиететом отношусь к этому понятию. С другой стороны, понимал, что уже - не ведущий. Разница есть: в отличие от ведущего конферансье обязан иметь в репертуаре собственные номера, чтобы заткнуть дыру в концерте. Должен уметь либо бить чечётку, либо петь куплеты, либо рассказать анекдот. Этого я терпеть не могу, но иногда приходится.
«АиФ-Петербург»: Специальности «конферансье» нигде не учат?
Николай Поздеев: - Не учат, но профессия предполагает серьёзный образовательный базис. Нужно иметь какую-то специальность. Потому что никогда не знаешь, с какой сферой человеческой деятельности придётся иметь дело. Даже если ведёшь корпоратив, надо готовиться.
«АиФ-Петербург»: А бывают экстремальные случаи?
Николай Поздеев: - Конечно. В Петербурге 12 сентября празднуют День перенесения мощей Святого Александра Невского. Сначала - светская часть, её я обычно и вёл, потом - крестный ход, который комментирует протоиерей. В позапрошлом году он пропал. Все ко мне: «Давай!» - «Вы что, с ума сошли!». Процессия уже началась, несут раку с мощами. Мне дают четыре листа старославянского текста. Хорошо, что в современной транскрипции. И начал читать: «Якоже еси княже Александре Блаженний…».
«АиФ-Петербург»: До сих пор помните слова?
Николай Поздеев: - Моя голова так устроена, что помню всё. Даже сложнейшие формулировки научных конгрессов, которые меня приглашали вести.
Можешь - помоги
«АиФ-Петербург»: Вы ведь не только конферансье, но ещё и телеведущий, и преподаватель Университета культуры и искусства. Как всё успеваете?
Николай Поздеев: - Этим-то разнообразием моя жизнь и хороша. Считается, что отдых - это перемена вида деятельности. Так что всё время отдыхаю (улыбается). Ну, а если устал - у меня есть личный секрет, как снять напряжение. Водой. Смотрел японский фильм: взяли три стакана с водой и в каждом поместили одинаковые растения. В один стакан говорили гадости, второй обходили стороной, а в третий шептали добрые слова. Через месяц первое растение погибло, второе - ни шатко ни валко, а третье - расцвело. Лет 30 каждое утро и вечер обливаюсь на улице двумя вёдрами холодной воды. В эту воду можно нашептать всё, что в жизни не хватает.
«АиФ-Петербург»: А вам чего не хватает?
Николай Поздеев: - Когда мы с женой были молодыми и абсолютно нищими, и она начинала страдать по этому поводу, я говорил: «К сорока годам у тебя будет всё». Так и получилось. Чтобы быть счастливым, надо любить только тех, кто любит тебя. Жить там, где любят тебя, делать то, что любишь ты, причём изо всех сил.
А вот нытьё я ненавижу. Ныть - это очень непродуктивно. Ну, сделайте вы что-нибудь сами хотя бы для своей маленькой жизни! И всё же я люблю русский характер. Стоя на краю родной могилы, человек может не проронить ни слезинки, а над «Анной Карениной» или сериалом - обрыдается.
- «АиФ-Петербург»: Какие жизненные принципы помогают вам достойно существовать?
Николай Поздеев: - Первый: живи и давай жить другим. Второй: если можешь - помоги.