Примерное время чтения: 5 минут
57

Рост цен сдерживают частники?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 01/11/2006

Уже более полугода минуло с начала транспортной реформы в Петербурге. Однако рынок пассажирских перевозок до сих пор не может "устаканиться".

По мнению Ассоциации независимых перевозчиков, единственный положительный эффект реформы - снижение цен на некоторых маршрутах. Но и этот результат достигнут не благодаря, а вопреки реформе.

Суд да дело

Двадцать частных компаний, не допущенных по результатам прошлогоднего конкурса к пассажирским перевозкам, объединились в Ассоциацию независимых перевозчиков (АНП) и продолжают оспаривать результат транспортной реформы. На днях Управление федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области признало их претензии обоснованными. "При проведении конкурса усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые ставят отдельных участников рынка пассажирских перевозок в неравное положение по сравнению с крупными предприятиями, действующими на этом рынке, и создают крупным предприятиям преимущественные условия осуществления деятельности", говорится в отзыве УФАС.

Однако отменить результат конкурса может только суд, а здесь проигравшие в конкурсе компании успехами похвастаться не могут. После восьмимесячного разбирательства и неоднократных переносов слушаний в удовлетворении иска им отказано. Впрочем, сдаваться перевозчики не намерены и собираются подавать апелляцию. А пока суд да дело, продолжают, как ни в чем не бывало, работать на своих маршрутах, вызывая раздражение победителей и чиновников, вдохновителей реформы.

Когда подорожает транспорт?

Главным экономическим оружием проигравших конкурс компаний стало снижение тарифа на своих маршрутах. Сейчас "нелегалы", не имеющие договора с городом, возят пассажиров за 10-12 рублей, тогда как победители - за 15-17. "По нашей информации, администрация города готовит очередное повышение платы за проезд в общественном транспорте на 17-20%, - говорит сопредседатель АНП Александр Коваленко. - Однако благодаря нам чиновникам теперь будет очень сложно обосновать рост цен. Какая раньше работала технология? Цены якобы поднимали мелкие частные перевозчики. Затем власть говорила о нерентабельности пассажирских перевозок и необходимости повысить плату на общественном транспорте. Но эта "машина" сломалась. Мы показали, что рентабельно работать и при цене за проезд в 10-12 рублей".

Тем временем шесть фирм, прошедших через сито конкурса, жалуются на то, что деятельность "нелегалов" наносит им существенный экономический ущерб. Работая на тех же маршрутах, что и победители, они оттягивают на себя существенную часть пассажиропотока. Компании, заключившие договор с городом и обязанные, по условиям конкурса, закупить автобусы средней и большой вместимости, на такую конкуренцию явно не рассчитывали.

Комитет по транспорту предполагал бороться с "нелегалами" при помощи штрафных санкций. Для этого еще весной депутаты ЗакСа приняли поправки к закону "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге", которые позволяют штрафовать перевозчиков, работающих без договора с городской администрацией, на сумму от 50 до 100 тысяч рублей. Однако в Ассоциации независимых перевозчиков утверждают, что санкции их пока не коснулись, и обещают каждый штраф оспаривать в суде. "Штрафовать за то, что мы добросовестно выполняем свою работу, - абсурд", - говорит Александр Коваленко.

Навстречу "дню жестянщика"

Говоря, что никакого положительного эффекта от транспортной реформы нет, независимые перевозчики несколько лукавят. В этом году компании-победители за свой счет приобрели 700 автобусов большой и средней вместимости для социальных перевозок, что не могло не сказаться на интервалах движения общественного транспорта. Однако до заявленных нормативов в 10-15 минут между рейсами еще далеко. Пока в этом режиме работает около 75 из 300 социальных маршрутов.

Но одновременно обострилась и проблема дефицита кадров. В середине октября однодневную забастовку провели водители из фирм, победивших в конкурсе. Люди протестовали против постоянно увеличивающихся норм выработки. Чтобы выполнить план по дневной выручке, водители вынуждены работать сверхурочно и перегружать "газели" стоячими пассажирами.

"Сегодня мы наблюдаем всплеск ДТП с участием маршруток, - говорит сопредседатель АНП Александр Масюк. - В основном это машины компаний-победительниц. Причин две: во-первых, они увеличивают нагрузку на водителей, во-вторых, нанимают на работу гастарбайтеров из стран СНГ".

Не внушают оптимизма и итоги ежегодной операции "Автобус", проведенной ГИБДД. По сравнению с прошлым годом, количество аварий с участием большегрузных автобусов увеличилось на 50%. За время операции инспектора ГИБДД зафиксировали более 15 тысяч нарушений правил дорожного движения водителями автобусов и маршруток. Среди водителей было выявлено почти 600 мигрантов, а сто из них даже не имели разрешения на работу в России.

Самые распространенные нарушения со стороны водителей маршруток - это превышение скорости и несоблюдение правил проезда перекрестков. "Гастарбайтеры не имеют опыта работы в условиях мегаполиса, а представляете, что начнется, когда выпадет снег и ударят морозы?" - задают риторический вопрос в Ассоциации независимых перевозчиков.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах