Мастерством учеников Владимира Волошина - художника, педагога, бизнесмена - восторгаются профессионалы-художники и коллекционеры, политики и иностранные туристы. Не получая от государства ни копейки, он дает возможность инвалидам самоутверждаться в творчестве, зарабатывать деньги. Ему принадлежит уникальный метод обучения глухих людей живописи на фарфоре.
- Я тоже инвалид по слуху, хотя очень не люблю об этом говорить, - делится Владимир Сергеевич. - Мне близки проблемы больных людей. Чтобы добиться успехов в жизни, ставил себе трудные задачи, переламывал себя. Увлекаясь в молодости авиамоделированием, решил стать чемпионом страны по авиамодельному спорту. И добился этого. Мне важно было стать лучшим. Позже, когда учился на художественно-графическом факультете Пединститута им. Герцена, получил знания по дефектологии. Предмет давал представление о проблемах инвалидов. Мы учились, а потом и работали вместе с Галиной Владимировной Горбаневой, энтузиастом движения психологической реабилитации инвалидов. У ее ребенка была задержка развития, проблемы со слухом, ДЦП. Мы тогда думали, как этому мальчику помочь, нащупывали пути. Увидели, что в ребенке есть творческое начало. Его нужно учить рисовать. Но как?..
Я много лет работал руководителем авиамодельного кружка, и у меня сформировалось убеждение: когда человеку ставишь поражающую его воображение цель, он начинает жить и действовать по новым правилам. Детям мы определяли такого масштаба цели: добиться, например, рекорда страны. Срабатывало! Вообще, сверхзадача должна быть у каждого, кто хочет чего-то добиться. Должна появиться главная идея жизни. По этому же методу решили работать с сыном Галины Владимировны.
Сейчас Марат - студент 2-го курса пединститута. Художники, которые видели его работы, обратили внимание, какая у него тонкая живопись. Но даже сейчас он не понимает, что достиг фантастических успехов. У него запросы на два шага дальше собственных результатов. Для нас толчком к обучению глухих людей послужил именно Марат. Мы спасали его. И по этой же схеме стали спасать других.
- Как к вам попали первые ученики?
- Я, Галина Владимировна и Марат представили свои работы на выставку. Нас заметили выпускники Павловского межрегионального реабилитационного центра, обучавшего глухонемых. Наши работы им понравились, и они решили учиться. Хотя у них было общехудожественное образование, никто не владел техникой живописи на фарфоре: она сложная и отличается от масляной живописи или акварели.
- Не было страха, что вы ставите больным людям сверхзадачи, которые могли сломать их психологически?
- Мы не ставили невыполнимые задачи. Роспись одной фарфоровой чашечки, например, предложили делать поэтапно нескольким художникам. Главный художник придумывает рисунок. Другой специалист размечает линии. Затем наносится растительный орнамент. Следующий эту графику раскрашивает. Другой делает портрет. И завершает работу обжиг изделия в специальной печи. Ни в одном из этих элементов ошибиться нельзя.
- Чего вы достигли, раздробив процесс творчества?
- Мы упростили задачу до такой степени, чтобы каждый мог порадоваться своему маленькому результату. Дали, например, задание - нарисовать одну петельку. Эти петельки образуют орнамент. Но он - неслучайный. Мы его специально придумали. Когда человек видит, как сочетание этих мелких деталей выглядит вместе, он забывает, что научился делать только крошечную часть. Это путь, дающий инвалиду возможность решить большую психологическую проблему - маленькими шагами двигаться к достижению цели.
- Но как вы объясните все нюансы работы человеку, который не слышит?
- Прежде всего, при помощи жестов. Но это не всегда приводит к желаемому результату. Передавать слова по буквам - медленный путь, а жесты обозначают целое слово. Поэтому глухие "говорят" быстрее, чем мы с вами.
- То есть у них более примитивный язык, чем у говорящих?
- К сожалению, да. Когда есть сложные проблемы, которые не объяснишь жестами, пишем записочку и получаем ответ. Еще пользовались взаимовыручкой: как только один научился чему-то, мы тут же давали ему задание поддерживать новичка.
Слышащему человеку несложно рассказать, как выполнить задание по росписи, но как только он убедится, какие там проблемы, тут же вспомнит, что выкопать лопатой канаву проще, и денег получить можно больше. Он тут же переориентируется, найдет другое занятие. Глухой человек легче соглашается на эту мучительную работу. Вот на заводе и удивились, как, например, на белом фарфоре нанесены белые линии: "Это же невозможно сделать!".
Обязательно на каждой работе пишем "Сделано руками". Нас уже знают коллекционеры в мире. Мне только обидно как руководителю, что я общаюсь с внешним миром и слышу похвалы, а тем, кто своими руками сделал эти красивые вещи, могу передать их лишь на языке жестов. Если бы авторы непосредственно слышали восторженные отзывы, это был бы для них дополнительный стимул.
- Занятие живописью для глухонемых - это способ трудоустройства?
- Не совсем, это способ самореализоваться. Хотя и занимаясь творчеством, у нас можно неплохо заработать при условии скорости и качества работы. Ни на одной выставке мы не пишем: "Купите, потому что это сделано инвалидами". Труд, который здесь затрачен, такой же, как на любом другом предприятии. Зарплата у нас примерно 15 тысяч рублей. Но если у инвалида работать быстро не получается, то план от него никто не требует.
- С какого возраста вы принимаете на работу?
- Как правило, люди в возрасте не способны осваивать с нуля такую работу. Мы принимаем с 14 лет. Человек сам должен проверить себя, сможет ли выполнить задание.
- Чем, на ваш взгляд, отличается мир глухих людей от мира слышащих?
- К слышащим постоянно приходит поток информации. Хотим или не хотим, мы слышим голоса, телевизор в соседней комнате, крик на улице. И зрительное восприятие зависит от этой информации. У глухого человека мир звуков внутри. Те глухонемые или слабослышащие художники, которые работают у нас, могут наиболее ярко выразить свое настроение, эмоции в художественном творчестве. Для многих из них это единственный путь к свободе самовыражения.