Примерное время чтения: 5 минут
1025

Выпьем, няня: Где же "Льдинка"?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 08/11/2006

Ситуация с массовыми отравлениями суррогатным алкоголем достигла на прошлой неделе апогея. В некоторых регионах страны местные управления МЧС были даже вынуждены ввести чрезвычайное положение.

Генпрокуратура также говорит о чрезвычайной ситуации и предписывает прокурорам на местах установить особый контроль за расследованием уголовных дел, связанных с отравлением спиртосодержащей продукцией. Роспотребнадзоровцам же направлено поручение о принятии мер по выявлению производителей и продавцов контрафактного и некачественного алкоголя. А как обстоят дела в нашем городе? С этим вопросом корреспондент "АиФ-Петербург" отправился в Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.

Фальсификат - не значит яд

По словам заместителя начальника отдела защиты прав потребителей питерского Роспотребнадзора Галины Герцевой, за девять месяцев этого года специалисты отдела проверили 163 предприятия. В лабораториях Петербурга исследовали 132 образца алкогольной продукции, из которых 103 - образцы импортных напитков. В итоге из оборота изъяли спиртное, на котором отсутствовали специальные федеральные и акцизные марки, подтверждающие легальность производства и оборота. Это продукция, на которой не была указана полная информация для потребителя или отсутствовали противопоказания. И фальсифицированный алкоголь, несоответствующий заявленному наименованию. Что интересно, по гигиеническим нормативам и санитарным нормам продукция не браковалась.

- Так что, вы хотите сказать, потребители не жалуются на то, что купили водку, а затем отравились ею?

- Такие жалобы, конечно, поступают, - отвечает Герцева. - Но с магазинами они, как правило, не связаны. Приведу типичный пример претензий потребителей: мужчина купил в Апраксином дворе спирт, начал его разбавлять водой и обнаружил, что от этого спирт становится крепче. То есть спирт ему, видимо, продали не этиловый, а метиловый. Что тут можно сказать? Конечно, не надо покупать алкоголь с рук, велик риск отравления.

Как уже было сказано, неполная или не соответствующая истине информация, неправильный перевод этикеток также позволяют назвать продукцию фальсифицированной. Так, сотрудники отдела изъяли недавно мексиканскую настойку, где к каждой бутылке был прикреплен мешочек с перцем и солью. Но поскольку на этикетке отсутствовала полная информация о составе продукта и содержимом мешочка, алкоголь пришлось изъять.

Танец "Снежинок"

Впрочем, пьют у нас и то, что продается отнюдь не в продовольственных магазинах, - всевозможные "Льдинки", "Снежинки" и прочие содержащие спирт жидкости.

Напомним, не так давно в 171-й Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" были введены изменения, согласно которым в часть спиртосодержащей продукции должны добавляться денатурирующие добавки (химические вещества с неприятным вкусом и запахом, делающие жидкость непригодной для питья). На этикетках должна быть информация, что подобные жидкости нельзя пить. Галина Герцева не знает ни одного случая, чтобы эта информация не присутствовала на соответствующих товарах. Получается, граждане знают, что пьют яд, - и все равно пьют. Что ж, это их выбор.

Данные роспотребнадзоровцев совпадают и с мнением производителей алкоголя. Генеральный директор одного из петербургских холдингов Вениамин Грабар комментирует ситуацию следующим образом: "Сейчас в стране творится настоящая истерия - все кричат, что народ травится алкоголем. Это не алкоголь - то, чем травятся, - это жидкости, содержащие технический спирт. К производству алкоголя это вообще не имеет никакого отношения!"

Травиться стали меньше

В соседней Псковской области ситуация с отравлениями некачественным алкоголем фактически вышла из-под контроля. Только с начала сентября от токсического гепатита скончались 20 человек. Всего с указанным диагнозом в больницах региона находятся 352 человека, а число отравившихся за последние два месяца составило 488 человек. Накануне в Псковской области изъяли около тонны спиртосодержащей суррогатной продукции, которая, предположительно, явилась причиной массовых отравлений. Между тем в Петербурге, слава богу, дела обстоят иначе.

- К нам из лечебных учреждений города поступает информация обо всех случаях отравления жидкостями, - говорит начальник отдела социально-гигиенического мониторинга питерского Управления Роспотребнадзора Нина Пацюк. - На сегодняшний момент массовых отравлений в Петербурге не выявлено, речь идет исключительно о единичных случаях. Всего за девять месяцев этого года зафиксировано 986 случаев отравления. Большинство из них связано с употреблением этилового спирта - 638 случаев. Травятся также алкоголем, его суррогатами, другими спиртосодержащими жидкостями. Если сравнить данные за эти девять месяцев с аналогичным периодом в прошлом году, то налицо как раз некоторое улучшение ситуации - тогда отравилось 1175 человек. В большинстве случаев отравлений причиной стала передозировка. Всего за девять месяцев года от отравлений умерли 49 человек (за аналогичный период прошлого года - 117), и причина смерти всех скончавшихся - передозировка этиловым спиртом.

Впереди - госмонополия?

Однако, по мнению некоторых наблюдателей, ничего чрезвычайного в стране не происходит: люди травятся ровно столько же, как травились и раньше. А нынешняя массированная "антисуррогатная" компания в СМИ, считают они, - не что иное, как прощупывание ситуации перед введением государственной монополии на продажу спиртного. Недавно о возможном ее появлении говорил спикер Госдумы Борис Грызлов: "Одной госмонополии на оборот спирта недостаточно. Я считаю, что пора ставить вопрос и о государственной монополии на продажу алкогольной продукции". О пользе госмонополии успели высказаться также министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, спикер Совета Федерации Сергей Миронов, председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

Впрочем, у этой идеи есть и противники. По мнению председателя Комитета Совфеда по промышленной политике Валентина Завадникова, попытка создать монополию не имеет никакого отношения к решению проблемы массовых отравлений: "Введение госмонополии - это все равно что бороться с аварийностью на дорогах путем производства автомобилей только на государственных заводах. Люди-то травятся не тем алкоголем, который качественный, а "леваком", и государственная монополия не уберет его с рынка".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах