Без зазрения совести
Такое исследование в нашем городе проводили эксперты Международной организации труда. В рамках международной программы по искоренению детского труда (ИПЕК) они проанализировали положение работающих детей в северной столице. Было опрошено 1003 ребенка, работающих на улице, а также 50 работодателей. По оценкам исследователей, в нашем городе работает от 10 до 15 тысяч детей до 13 лет. Несмотря на столь юный возраст, некоторые уже втянуты в криминальный бизнес, проституцию, торгуют ворованными вещами и т. д.
Эксперты назвали около 30 различных видов работ, где широко применяется детский труд. Первенство здесь держат транспорт (мытье и заправка бензином автомобилей), торговля (продажа газет, лотки и рынки), логистика (разгрузка, охрана товаров). Детей охотно используют как подсобных рабочих на стройках, в пекарнях, берут сторожами, приглашают собирать утиль, а в сезон - ягоды, фрукты, овощи. Удачей считается найти место "двигателя торговли" - ходить по улице с картонным рекламным щитом и зазывать в магазины секонд-хэнда, ювелирные салоны и "лавки древностей".
Заработок подростков от 100 до 500 (мойка машин), 700 (наркотики) и 3000 (первая древнейшая) рублей в день. Конечно, в трудовом отряде так не заработаешь. Правда, мальчикам и девочкам могут заплатить и продуктами, вещами. Многие говорят, что их доходов "хватает только на еду" или на дозу.
Более половины опрошенных заявили, что им приходится трудиться по 6-8 часов в сутки. 33% подтвердили, что заняты 8-10 часов, и 11,8% вынуждены вкалывать 10 и более часов в сутки. 78% не видят выхода из замкнутого круга и мирятся с работой, опасной для их здоровья. Причем столь явные нарушения трудового законодательства, похоже, никого особо не смущают - ни работодателей, ни контролирующие организации. Четверть опрошенных коммерсантов привлекали детей к работе в ночное время. Каждый пятый хозяин физически наказывал подростков за провинность, в том числе 8% делают это довольно часто.
Бабочки на огонь
Почему дети работают, что и кто их заставляет? Ведь многих нельзя отнести к разряду неблагополучных. Они живут в семьях, учатся в школе и трудятся в свободное время. Но работа для них - часто средство накопить необходимую сумму для покупки желанной вещи или получить побольше карманных денег. И все же почти всех на улицу гонит бедность. 22 % помогают семье, братьям и сестрам.
За сухими цифрами - тысячи трагедий. В Ленинградской области дети работали на скотобойне. Причем все было оформлено официально, составлен договор, подписаны необходимые бумаги. В Калининском районе гавроши жили... на территории овощной базы. Ютились в подсобках, в грязи, холоде, ели что дадут, спали где придется. Не учились. Чтобы заработать на хлеб, перебирали картошку, сортировали яблоки, подметали двор. Продолжалось безобразие не месяц и не два.
Маленьких рабов обнаружили в ходе одной из операций, которую проводили правоохранительные органы. Но коммерческая эксплуатация часто предстает в такой красивой упаковке, что жертвы сами летят, как бабочки на огонь.
Напор идет столь мощный, что даже те, кто никогда не обращал внимания на этот блеск и шум, начинают задумываться. Что же удивляться, что мечта сотен девочек - попасть в модельные агентства, которых в Петербурге немало. Порой их приводят за руку сами родители. И вот уже юные "барби" (для продюсеров чем меньше возраст - тем лучше) стройными рядами старательно вышагивают по подиуму, без устали участвуют в показах и фотосессиях, получая копейки. О том, что шоу-бизнес может сыграть с ними злую шутку, что звездами становятся единицы, а большинство вышвыривают за борт как ненужную вещь, никто не думает. Между тем устроители феерий всегда в выигрыше. Ведь дети - это так трогательно и... прибыльно.
Один на один с проблемами
Что же делать в этой ситуации? Четкого ответа на данный вопрос эксперты МОТ не дают. В нашем городе действует Программа трудового воспитания и временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, финансируемая из бюджета. Комитет по вопросам законности координирует работу подразделений по делам несовершеннолетних. К концу 2006 года там на учете состояло свыше 7460 подростков. В школах проводятся дни правовых знаний, учеников знакомят с их правами и обязанностями, разъясняют, как не стать жертвой преступления.
Не остаются в стороне и общественные организации. Они не боятся вмешиваться в конфликты, привлекают международных экспертов. Ведь ювенальные суды у нас пока не развиты, как в европейских странах. В Петербурге несколько лет тому назад под эгидой ЮНИСЭФ французы пытались внедрить этот прогрессивный институт. Эксперимент закончился, выводы во всех инстанциях одобрили, но дальше дело не пошло. Есть в городе и судья, настоящий подвижник Николай Шилов, специализирующийся в данной сфере. Однако сил и средств явно недостаточно. И маленький человек порой остается один на один со своими проблемами и бедами.
Дневной позор
Конвенция МОТ N 182 дает четкое определение четырех наихудших форм детского труда. К ним относятся:
1) Все виды рабства. Сюда входит продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, принудительный или обязательный труд, использование ребят в вооруженных конфликтах.
2) Детская проституция. Под это понятие подпадает и вербовка для секс-индустрии, использование несовершеннолетних в производстве порнографической продукции.
3) Работа, связанная с производством и распространением наркотиков.
4) Работа, которая по своему характеру или условиям может нанести вред здоровью, безопасности и нравственности детей. Такие виды определяются национальным законодательством или компетентными органами.
Этот документ подписан десятками государств мира. 25 марта 2003 года конвенцию "О запрещении и незамедлительных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" ратифицировала и Россия.