Японцы обожают Чайковского
- Во время ремонта здесь была полная разруха, поэтому, когда сегодня захожу в зал - испытываю радостное чувство. Самое главное наше достижение - мы не испортили то, что нам оставили предки, прежде всего - акустику. Этот зал - один из лучших в мире.
- И ваш оркестр называют одним из лучших в мире. А как простому человеку понять, что это правда? Каковы критерии?
- ...Оркестр должен иметь свой профиль, свое выражение лица, как человек. Когда на сцену выходил Рихтер, простые люди ощущали, что он - "неординарное явление".
- За границей уже наелись русской музыкой?
- Так нельзя сказать. Вот я недавно прилетел из Японии. Японцы обожают Чайковского. Они благодарные слушатели, это публика, которая хочет узнать новое.
Однако, отвечая на ваш вопрос, все-таки хочу сказать - очень плохо, когда делают юбилейные фестивали. Нельзя с утра до ночи играть музыку одного композитора, пусть даже гениальную.
- Вы имеете в виду юбилей Шостаковича?
- Даже Моцарта, даже Баха. Если одного играть неделями, композитора можно и разлюбить.
Мир стал маленьким
- Не расстраивает ли вас, что миллионы людей далеки от классиче.ской музыки, что уровень культуры в стране падает?
- Уровень культуры падает не только в нашей стране, хотя это не успокаивает. Я говорю о настоящей культуре, ведь подделывают не только Диора и Валентино, но и музыку. Настоящая культура во всем мире сдает позиции, причем очень заметно. Особенно по.следние пару десятилетий.
Виной тому - налетевшая массовая культура, мир стал маленьким и все плохое очень быстро распространяется. Поэтому сейчас, как мне кажется, во всех странах должно усилиться чувство самосохранения.
- Ушла целая плеяда уникальных личностей: Ульянов, Лавров, Ростропович. А равных по масштабу что-то не видно...
- Видимо, Бог устает делать таких людей. Когда уходят такие люди, как Ростропович, мы все чувствуем себя осиротевшими. Потому что равняться-то не на кого. Закончилась целая эпоха. Незаменимые люди есть.
- Вы ведь дружили с Ростроповичем, и как-то рассказывали, что он был кладезем анекдотов. Вы тоже "мастер жанра"?
- Так весело, как Ростропович, анекдоты рассказывать уже не умеют. А я через секунду их забываю. Так же, как и сплетни.
- На протяжении жизни вы встреча.лись с уникальными людьми, не собираетесь писать мемуары?
- Ну да, встречался. Но писать об этом никогда не стал бы, потому что когда великий человек умирает, у него вдруг оказывается огромное количество друзей (смеется). А писать о себе? Я всегда завидую людям, которые думают, что их жизнь кому-нибудь интересна. К таким не отношусь.
Театр - это как болезнь
- Когда-то вы были художественным руководителем Мариинки. Не тянет вернуться в театр?
- Вообще, театр - это как болезнь. Кто один раз в жизни с ним связался, неизлечим. Но состояние, в котором сегодня находится мировой музыкальный театр, меня тревожит. Тем не менее, согласился быть главным приглашенным дирижером Большого театра. В Большом я когда-то ставил оперу "Мертвые души" Родиона Щедрина, одну из самых великих опер ХХ века.
- Ваш рабочий график расписан до 2010 года. Это сколько же нужно сил и здоровья! При этом вы курите. Не пытаетесь бороться со своими вредными привычками?
- Я обожаю свои недостатки (смеется). Если бы только курение было моим несовершенством, я был бы собой очень доволен.