Примерное время чтения: 8 минут
683

Всем выйти из транспорта! В Петербурге на улицы выпустят беспилотники

На улицах Петербурга могут начать тестировать беспилотные автомобили без инженера-испытателя на борту. К этому готовы местные разработчики, осталось дождаться изменений нормативно-правовой базы.

Беспилотник понарошку

Тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования российские власти разрешили еще в 2018 году. Сначала только в двух регионах – Москве и Татарстане. Потом с февраля 2020-го добавили еще 11 субъектов РФ, в том числе Ленобласть и Санкт-Петербург.

Но пока все тесты в общественных местах возможны только с инженером-испытателем на водительском сиденье. То есть автомобили беспилотные лишь номинально: «пилот»-то все равно есть. Он может ничего не делать в процессе движения машины, но лично контролирует процесс.

Сейчас тестировщики ждут новых изменений в постановлении по высокоавтоматизированным транспортным средствам (ВАТС), которое позволит убрать человека из-за руля. Разговоры об этом идут с 2020 года, когда Министерство транспорта РФ объявило о плане поэтапного запуска автомобилей-беспилотников без оператора в салоне. Документ пока не опубликован, но по разным данным испытания могут разрешить уже в ближайшие месяцы. Поедут опять же не везде, но Петербург называется в списке опытных регионов.

По действующим правилам за рулем беспилотника пока должен находиться контролирующий испытатель. Фото: Пресс-служба НПО

К сожалению, крупные разработчики беспилотных технологий не тестируют автомобили в городе на Неве. В НП «Глонасс», где содействуют компаниям в развитии ВАТС, пояснили, что Петербург, если не считать погодные особенности Северной столицы, ничем не отличается от Москвы с точки зрения запуска беспилотников. Но каждой компании есть резон тестировать свои авто в регионе непосредственного присутствия. Поэтому, например, и «Яндекс», и «СберАвтоТех» делают тесты в Москве.

Так что пока в столице курсирует более сотни беспилотных автомобилей, в Санкт-Петербурге их только два. Но это как раз тот случай, когда к месту пословица «нас мало, но мы в тельняшках». Именно ВАТС из Петербурга на соревнованиях беспилотных автомобилей «Зимний город» в 2019 году обошел всех конкурентов и стал единственным российским беспилотником, который смог проехать 50 км в зимнее время в условиях имитации города. В салоне и за рулем автомобиля, кстати, испытателей не было.

В компании, которая занимается разработкой и тестированием беспилотных авто в Петербурге, рассказали, что впервые вывели свои машины на улицы города в июне 2020-го. Тестируют их в основном на дорогах в Приморском районе, на проспекте Мориса Тореза в Выборгском и вокруг Марсова поля в центре города. Тесты делают 2-3 раза в неделю, и особенно в центре, петербуржцы уже узнают эти необычные авто, обвешанные дополнительным оборудованием.

Пока беспилотники никого своим видом не пугают: все-таки за рулем для подстраховки всегда сидит оператор. Но разработчики считают, что горожан надо постепенно приучать к передвигающимся по улицам автомобилям с пустующим водительским креслом, потому что это будущее, возможно, наступит очень скоро.

В Петербурге робокары обычно тестируют на дорогах Центрального, Выборгского и Приморского районов. Фото: Пресс-служба НПО

Незамутненные ВАТСы

За время тестирования петербургские беспилотники показали, что готовы передвигаться без контролирующего испытателя. Но все должно происходить поэтапно, тем более, что есть нюансы.

«Для начала цель – пересадить оператора с водительского места на пассажирское. И затем плавно перейти к тому, чтобы совсем убрать человека из салона, пересадив его за некий пульт дистанционного контроля, откуда в случае каких-то эксцессов он сможет повлиять на движение автомобиля», – поясняет руководитель проекта «Беспилотный автомобиль» Борис Иванов.

А эксцессы таковы: самоуправство простых водителей. Дело в том, что беспилотники не нарушают правила дорожного движения, чего не скажешь о петербуржцах. Например, если при повороте направо с крайней правой полосы перед беспилотником окажется припаркованный в нарушение ПДД другой автомобиль, ВАТС остановится и будет ждать. Это человек чертыхнулся бы и объехал препятствие, а беспилотнику нужно разрешить нарушить правила: для этого и нужен удаленный оператор.

Разработчики говорят, что обойти эти моменты никак нельзя: ВАТСы не должны самостоятельно нарушать ПДД. Потому не исключено, что без удаленного контроля беспилотники смогут остаться либо когда полностью выселят всех водителей с улиц, либо когда люди сами перестанут нарушать правила.

Автомобили-беспилотники разных компаний-разработчиков имеют похожие «обвесы»: радары, лидары и видеокамеры. Фото: пресс-служба СберАвтоТех

В любом случае массовое внедрение беспилотников вряд ли начнется именно с автодорог мегаполисов – все-таки это очень сложная для них среда, которая, может, и подходит для тестов, но пока не очень подходит для жизни. Поэтому ближайшее будущее ВАТСов – это решение узкоспециализированных задач. Например, использование на заводских территориях, особенно если речь идет о вредном производстве, любая строительная или коммунальная техника, грузоперевозки.

А если все-таки говорить о массовом обслуживании в условиях города, то это скорее трамвай, где для водителей меньше степени свободы, чем такси.

Грузовик без водителя

Участие Северной столицы в беспилотных грузовых перевозках может начаться уже скоро. На Петербургском международном экономическом форуме в этом году Минтранс и несколько компаний заключили соглашение о создании первого в России логистического коридора для беспилотных грузовых перевозок на трассе М-11 (Москва – Петербург).

Известно, что «КамАЗ» уже тестирует грузовики без водителя на своей заводской территории. В начале 2020 года «Газпром нефть» испытала первые российские беспилотные грузовые автомобили, которые проехали более 3 тысяч километров на месторождениях в Сибири. В октябре 18-тонный магистральный тягач под беспилотные системы приобрели и петербургские разработчики: сейчас они ищут, где в городе можно будет тестировать эту махину.

Но грузоперевозки между Петербургом и Москвой на самом деле не так интересны испытателям. Дело в том, что путь между двумя столицами по М-11 занимает менее 8 часов и вполне по силам человеку. Интереснее использовать беспилотники в продолжительных поездках, когда можно будет исключить из временных расчетов периоды отдыха, необходимые живому водителю.

Пока к этому идет подготовка. Разработчики говорят о технологии, универсальной для всего существующего флота грузовиков. В Петербурге в принципе говорят о создании универсальной платформы, которая позволит интегрировать элементы беспилотного вождения в самые разные виды наземного транспорта.

Так выглядит«начинка»  автомобиля-беспилотника. Фото: Пресс-служба НПО

Для транспорта будущего идет и развитие профессий будущего. В прошлом году в Петербурге на базе университета ИТМО открылась первая в России магистерская программа по подготовке специалистов в сфере беспилотного транспорта. В вузе говорят, что сейчас квалифицированных разработчиков в этой области крайне мало и почти все они самоучки.

Студенты магистратуры могут работать с реальным автомобилем – одним из двух петербургских беспилотников – и пробовать на нем свои разработки, так что, можно сказать, что петербургские беспилотники – это еще и учебный для всей России проект.

Для справки:

Программное обеспечение для беспилотников у каждой компании-разработчика свое. А вот аппаратное обеспечение у всех типичное. Современные беспилотники в мире используют три типа датчиков: радар, лидар и видеокамеру. Можно сказать, что это глаза беспилотного автомобиля.

С их помощью машина «видит» все, что происходит вокруг, определяет объекты, их скорость, расстояние до них и т. д. Сейчас эти датчики расположены в разных местах на кузове автомобилей: по ним-то и можно распознать на улицах беспилотник. Однако после внедрения робокаров в частную и коммерческую жизнь приборы будут вписаны в экстерьер автомобиля.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах