Идея избавиться от коммерческого общественного транспорта, появившаяся в Смольном несколько лет назад, скоро может получить материальное воплощение в Колпино – при наличии денег на субсидии перевозчикам в городском бюджете этот район Петербурга летом начнут превращать в «зону, свободную от маршруток». Скорее всего, обслуживать маршруты на социальной основе, в которых будет более дешевый проезд и смогут ездить льготники, будут те же коммерческие перевозчики. Вот только юридическая схема такого сотрудничества им пока не ясна, как неясно и то, готов ли город возместить неизбежные расходы.
В качестве эксперимента
«Колпино выбрали в комитете по транспорту, а мы охотно согласились на участие в эксперименте, - рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU пресс-секретарь администрации Колпинского района Яна Макшина. – Район хоть и является частью Петербурга, но находится немного в стороне от города. У нас есть маршруты, которые связывают Колпино и Петербург, а есть такие, что не выезжают за пределы района. По ним очень удобно отслеживать пассажиропоток и интервалы движения, а значит, удобно будет оценивать эффективность эксперимента».
Сегодня Колпино обслуживают два частных перевозчика: «Питеравто» (16 коммерческих маршрутов и 30 социальных) и «ПТК» (один маршрут). Социальные автобусы предоставляет бюджетный перевозчик «Пассажиравтотранс». Предприниматели получают от города субсидии за обслуживание социальных маршрутов и привыкли считать это чем-то вроде общественной нагрузки. Вся их прибыль зависит только от коммерческих перевозок.
«Весь городской социальный транспорт: метро, трамваи, троллейбусы и автобусы, - убыточен. Он не только не приносит городу прибыли, но и почти не окупается, так что частникам придется несколько раз подумать, на каких именно условиях они будут переходить на полностью бюджетную работу», - говорят в Петербургском бюро транспортной информации.
Юридический тупик
В администрации Колпино признают, что старт проекта до сих пор находится под вопросом – комитет по транспорту не знает наверняка, удастся ли изыскать в городском бюджете достаточно денег для субсидий перевозчикам. По словам главы комитета по транспорту Александра Воробьева, комитет в настоящее время проводит оптимизацию и анализ маршрутной сети, изучает работу коммерческих перевозчиков, проводит собрания с муниципальными властями и компаниями-перевозчиками.
В комитете уверяют, что Смольный не намерен расторгать договоры на обслуживание Колпинского района с «Питеравто» и «ПТК». Однако ни конкретной юридической схемы, ни объемов необходимого финансирования чиновники пока не раскрывают ни журналистам, ни участникам эксперимента.
«Мы обслуживаем в Колпино больше социальных маршрутов, чем коммерческих, так что со спецификой этой работы знакомы, - рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU представитель компании «Питеравто» Евгения Титова. – Сейчас продолжается диалог с комитетом по транспорту, но никаких окончательных цифр нам не назвали. Контракт с городом на обслуживание коммерческих маршрутов истекает только в 2015 году, и Смольный, очевидно, должен будет предложить дополнительное соглашение или перезаключить договор на новых условиях. Что касается внедрения дополнительных автобусов вместо маршруток, то мы можем перераспределить свой парк, в котором 2,5 тысяч машин, и добавить автобусы в Колпино. Сама идея хороша, но при реализации мы столкнулись с массой юридических сложностей».
По действующему варианту бюджета, в 2014 году «Пассажиравтотранс» и частные перевозчики должны получить на обслуживание социальных линий по всему городу около семи миллиардов рублей в качестве субсидий. Если из этих или других денег удастся выделить субсидии на Колпино, то уже 1 июля будут закрыты три коммерческих маршрута, еще два к 1 августа, шесть к сентябрю и остальные – к октябрю.
Петербургские перевозчики называют проект скорее имиджевым, чем практически ценным – по их мнению, такая перестановка даст неоправданную нагрузку на городской бюджет. Евгения Титова считает, что маршрутки в Колпино все-таки нужны – это рабочий район со множеством заводов, где от проходной до остановки может быть больше километра.