«Кудрово - характерный пример хаотичного развития застройки территории из-за непомерных аппетитов землевладельцев», - признают чиновники Петербурга, Ленобласти и эксперты.
Действительно, за последние 5 лет в небольшой деревеньке на окраине Петербурга вырос огромный город. Отсутствие социальной инфраструктуры и хороших дорог, соединяющих его с Северной столицей, делает жизнь людей невыносимой.
Инвестировать не хотят
«Каждый день трачу на дорогу из дома до работы по четыре часа и бо`льшую часть этого времени стою в пробке у железнодорожного переезда на улице Дыбенко, - рассказал местный житель Игорь Кривиченко. - Все жители Кудрово и Мурино оказались, как в мышеловке, и с каждым месяцем, после сдачи нового квартала, ситуация лишь усугубляется».
Сегодня в Кудрово и Мурино живут около 20 тысяч жителей, через несколько лет население может вырасти до 80 тысяч. Микрорайон считается Ленинградской областью, хотя находится гораздо ближе к Петербургу, чем Колпино, Пушкин и Петродворец. Поэтому неудивительно, что большинство жителей работают в Северной Столице. Но тратят на дорогу больше времени, чем обитатели других пригородов. В областном бюджете средств на прокладку развязок и новых магистралей нет. Смольный также не может тратить деньги на инфраструктуру другого субъекта.
Некоторое время назад появилась информация, что застройщики, которые сдают в микрорайоне сотни тысяч квадратных метров жилья, «скинутся». И за 3 миллиарда рублей построят там дороги. Однако домов там всё больше, а энтузиазма дополнительно тратиться у бизнесменов всё меньше.
Сейчас там насчитывается 25 строительных площадок, общая площадь всего возводимого жилья - более 1 миллиона квадратных метров. В одном лишь 2015 году там было сдано 400 тысяч квадратных метров, это почти 30% от всей введённой недвижимости в Ленинградской области!
«Транспорт и дороги - это беда Кудрово, - уверен Евгений Бородаенко, начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского района. - Трудно решается вопрос выезда на Мурманское шоссе, полностью заморожен вопрос по строительству станции метро, хотя тоннель там проведён. Проблема возникла из-за того, что изначально застройщики не предусмотрели средства на развитие транспортной инфраструктуры, не продумали этот момент или не очень честно подошли к вопросу».
Пространство для выживания
Надо ли объяснять, почему заморожено метро в самом быстро развивающемся микрорайоне Петербурга? На носу чемпионат мира по футболу, все средства и силы брошены на возведение «Новокрестовской» и развязки на Пулковском шоссе, чтобы болельщикам удобно было добираться из аэропорта. Вот и приходится десяткам тысяч человек стоять в часовых пробках на личном и общественном транспорте.
Социальных объектов в Кудрово тоже катастрофически не хватает. Сейчас в жилом гетто работают две школы на 2200 мест, строятся три детских сада на 390 мест. Этого мало, поэтому правительство Ленобласти судорожно ищет выход из ситуации. Так, запущена программа «Соцобъекты в обмен на налоги», по которой до 2019 года застройщики должны будут построить 9 детсадов на 1290 мест и 5 школ на 4575 мест. Но до этого времени жители будут вынуждены возить своих чад в другие районы Петербурга.
«Проблема уже явно вырисовывается: в ближайшее время жители столкнутся с тем, что им некуда будет отдать своих детей», - говорит Виталий Жданов, председатель комитета по строительству Ленобласти.
Что делать, чтобы транспортные и бытовые неудобства местных жителей не переросли в серьёзные недовольства и протесты? По мнению чиновников и экспертов, единственный выход из патовой ситуации - прекращение в деревне дальнейшей застройки.
Кудрово уже введено в так называемую красную зону Ленобласти. Удастся ли областным чиновникам справиться с проблемой, покажет время. Пока здесь стройки идут полным ходом. Однотипные высотки, как грибы после дождя, вырастают посреди огромных пустырей: не среда жизни, а пространство для выживания.