Примерное время чтения: 13 минут
897

Плати и паркуйся. Как транспортная реформа меняет жизнь петербуржцев

Введение в городе зон платной парковки, как и в целом транспортную реформу, петербуржцы восприняли неоднозначно. Сегодня вместо привычных горожанам маршруток по городу курсируют исключительно просторные современные автобусы, оплачивать проезд стало намного удобнее с помощью карт и смартфонов, а исторический центр постепенно освобождают от автомобилей.  

Сейчас можно сказать, что если не все, то большая часть нововведений позитивно отразились на работе общественного транспорта и обстановке на дорогах Северной столицы в целом. Уже совсем скоро, в июле, зону платной парковки запустят в Петроградском районе. Spb.aif.ru побеседовал с заместителем председателя комитета по транспорту Дмитрием Ваньчковым.

«Процесс научного моделирования»

Григорий Тимченко, SPB.AIF.RU: Дмитрий Юрьевич, зона платной парковки в Петроградском районе заработает c 1 июля. Какие подготовительные работы предстоит завершить к этому времени? 

Дмитрий Ваньчков: На территории платной парковки в Петроградском районе предстоит установить 80 паркоматов и свыше 1,1 тыс. информационных табличек. Учитывая те, которые уже установлены в Центральном и Адмиралтейском районах, можно сказать, что будет сформирована единая система уличного информирования. 

Для удобства пользователей местоположение паркоматов отображается на интерактивной карте сайта парковочного пространства Петербурга – parking.spb.ru и в мобильном приложении «Парковки Санкт-Петербурга». Благодаря опции автоматического геотаргетинга (данная функция должна быть активирована на смартфоне пользователя), мобильное приложение позволяет максимально быстро определить номер парковочной зоны, после чего остается только внести необходимые данные о транспортном средстве и оплатить необходимую продолжительность парковки.  

Таким образом, при помощи уличной навигации и электронных сервисов автовладельцы без труда смогут определить номер парковочной зоны и выбрать удобный для себя способ оплаты парковки.  

Также к июлю вдоль улично-дорожной сети Петроградского района появится синяя разметка и новые дорожные знаки. 

- Какие улицы окажутся в зоне платной парковки в Петроградском районе? Могут ли петербуржцы влиять как-то на это? 

- Ежегодно с 1 февраля по 1 марта комитет по транспорту в соответствии с постановлением правительства Петербурга собирает предложения от граждан, органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти по включению и исключению улиц из адресного перечня платных парковок. Наличие улиц в этом перечне дает право тем, кто там живет, оформить парковочное разрешение жителя.

  

В этом году в комитет поступило 199 заявок на включение и исключение улиц из зоны платной парковки. Все они были рассмотрены и проанализированы. По результатам принято решение не проектировать платное парковочное пространство на намывной части Васильевского острова – это порядка 30 улиц западнее Наличной улицы. Зона платной парковки в Василеостровском районе будет обустроена только в исторической части. При этом, чтобы граждане, проживающие на территории за Наличной улицей, имели право на оформление льготного парковочного разрешения, улицы намывной территории района останутся в адресном перечне платных парковок. Такое решение позволит обеспечить всем жителям равный и беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры района. Аналогичный порядок выдачи льготных разрешений сейчас действует в отношении улиц Адмиралтейского района, расположенных за Обводным каналом.  

Также на основе поступивших предложений в зону платной парковки будут включены участки на набережной Фонтанки, Пионерской и Парфеновской улицах. Еще ряд предложений будет дополнительно рассмотрен при разработке проектов организации дорожного движения в зоне платной парковки.  

В Адресный перечень на данный момент включено 805 улиц. Из них в новые зоны платной парковки войдут: 170 улиц Петроградского района, включая 29 на Крестовском острове (всего порядка 11,6 тыс. машиномест) и 118 улиц Василеостровского района (порядка 10 тыс. машиномест). 

- Какие выводы комтранс извлек из опыта расширения Единого городского парковочного пространства в Центральном и Адмиралтейском районах? Повлияло ли это как-то на создание зон парковки в новых районах? 

- В связи с расширением зоны платной парковки на Петроградский и Василеостровский районы комитет совместно с СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» проводит комплексную работу по изучению потребностей жителей.   

Совместно с администрациями районов созданы рабочие группы, в задачи которых входит сравнение существующего плана размещения парковочных мест и изменения схем дорожного движения с фактической обстановкой на этих улицах. Особое внимание уделяется расположению социальных объектов, куда часто ходят люди с ограниченными возможностями. Участники рабочих групп в буквальном смысле пройдут по всем улицам Петроградского и Василеостровского районов, чтобы выработать наиболее оптимальное решение по организации зоны платной парковки.

Фото: Комитет по транспорту Санкт-Петербурга

Также мы сотрудничаем с профильными организациями. По результатам работы с Городским информационно-методическим центром «Доступная среда» был собран перечень мест, где требуется увеличение количества парковочных мест для инвалидов. Всего – более 100 адресов – территории, в основном, у городских медицинских и образовательных учреждений, объектов культуры, детских садов, спортивных и других социальных объектов. Все адреса будут детально проанализированы специалистами, по результатам приняты решения. 

- Из вашего ответа следует, что комтранс нацелен максимально учесть полученный ранее опыт при подготовке к запуску ЕГПП в новых районах. Но что, если после запуска новых схем движения и разметки появится необходимость внести какие-либо изменения?  

- Проект Единого городского парковочного пространства – социальный проект, призванный решать задачи формирования комфортной городской среды, приоритетного движения общественного транспорта, снижения негативного воздействия на экологию в центральных районах. 

Планирование развития ЕГПП – это процесс большого научного моделирования. Тем не менее, как показал опыт расширения зоны платной парковки, не все обстоятельства могут быть учтены. То, что представляется рациональным транспортным инженерам, не всегда положительно воспринимается жителями, которые, например, за многие годы привыкли к двустороннему движению по близлежащим улицам. Общемировая практика доказала эффективность упорядочивания трафика с помощью введения одностороннего движения на узких улицах исторических городов, однако, в ряде случаев транспортные привычки жителей снижают эффективность таких решений. В этой ситуации, чтобы избежать образования пробок и заторов, пересматривается схема организации движения на конкретных улицах – так произошло по целому ряду адресов в Адмиралтейском районе. В случае необходимости, в Петроградском и Василеостровском районах также будут вноситься корректировки по итогам фактических наблюдений за работой новых схем организации дорожного движения.

Отдельно отмечу, что работа над совершенствованием географии размещения мест для инвалидов ведется постоянно. Комитет по транспорту чутко реагирует на каждое обращение и находится в плотном взаимодействии с районными и городскими организациями, помогающими маломобильным гражданам.

Главная задача - комфорт горожан

- Если говорить в целом о транспортной реформе и создании зоны платной парковки в Северной столице, какие цели и задачи стоят перед специалистами ведомства?  

- Проект развития ЕГПП – часть большой транспортной реформы, которую реализует комитет по транспорту. Это долгосрочная комплексная стратегия, в состав которой входят сразу несколько проектов. Так, например, в 2022 году Петербург перешел на новую модель транспортного обслуживания пассажиров (НМТО). Морально устаревшие небезопасные маршрутки ушли в прошлое. Теперь на городских маршрутах работают новые комфортабельные автобусы.  

Одна из целей НМТО состоит в обеспечении соблюдения интервалов и графиков наземного транспорта, для чего необходимо создать приоритетные условия движения общественного транспорта. В центральных районах с узкими историческими улицами такой приоритет невозможен без упорядочивания хаотичной парковки – то есть без развития ЕГПП. Не случайно в 2022 году параллельно с этапами внедрения НМТО, шло расширение зоны платных парковок на территорию Центрального и Адмиралтейского районов.  

Одновременно и при планировании обновленной маршрутной сети НМТО были учтены необходимые условия для расширения платных парковок. Например, в Центральном районе были открыты четыре новых автобусных маршрута, а действующие усилены десятками единиц подвижного состава. В 2023 году работа по развитию маршрутной сети продолжается как в действующей зоне ЕГПП, так и на территориях, которые в нее будут включены. 

- Кто сможет оформить льготные абонементы? Верно ли, что действовать они будут на весь район проживания, а не как было в Адмиралтейском районе - по зонам? Почему решили отказаться от прежней практики?   

- Парковочное разрешение жителя действует в границах всего района проживания. Такое решение было принято по итогам серии встреч с жителями Адмиралтейского района в конце 2022 года. Специалисты ведомства проанализировали основные направления «бытовых перемещений» жителей и определили, что в целях обеспечения их беспрепятственного доступа к социальным объектам целесообразно расширить действие льготных парковочных разрешений до границ района проживания.  

Оформление льготных парковочных разрешений для жителей Петроградского района начнется уже с 1 мая, таким образом, у граждан будет целых два месяца на его получение. Решение о старте процесса выдачи разрешений за два месяца, а не за один, как было ранее, также принято по итогам диалога комитета по транспорту с гражданами.  

Льготные абонементы в виде парковочных разрешений жителя смогут оформить собственники жилых помещений, расположенных в границах зоны платной парковки, и лица, зарегистрированные там.

Фото: Комитет по транспорту Санкт-Петербурга

На 1 квартиру положено не более двух разрешений, в случае с коммунальной квартирой - не более одного на одну квитанцию о квартплате. Срок действия парковочного разрешения жителя – от года до трех лет, стоимость годового разрешения - 1,8 тыс. рублей, двухгодичного – 3,6 тыс. рублей, трехлетнего – 5,4 тыс. рублей.   

Бесплатно оформить парковочное разрешение имеют право зарегистрированные в Петербурге многодетные семьи, проживающие в границах зоны платной парковки ветераны Великой Отечественной войны, а также бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». 

Разрешения льготных категорий граждан действуют во всей зоне платной парковки, во всех районах.  

К числу тех, кто может безвозмездно оформить разрешение на пользование всей зоной ЕГПП относятся владельцы электромобилей. Развитие экологически чистого личного и общественного транспорта – одно из приоритетных направлений для города.  

Инвалиды и перевозящие их лица могут бесплатно пользоваться специализированными парковочными местами (обозначенных соответствующими знаками и разметкой) без необходимости оформления разрешения.

Платные парковки - социальный проект?

- Почему в Петербурге парковка платная только с 08:00 до 20:00, а не круглосуточно, как в Москве? И, напротив, в Москве есть практика, когда парковка бесплатна, например, в праздничные дни. Планируется ли что-то подобное в Петербурге?  

- Замеры транспортных потоков свидетельствуют о высокой интенсивности движения транспортных средств в зоне платной парковки как в будни, так и в выходные и праздничные дни. Наибольшая интенсивность трафика приходится на период времени с 08:00 до 20:00. В настоящее время введение круглосуточной платной парковки комитет по транспорту считает нецелесообразным и избыточным, поскольку в ночное время мест хватает. Проект Единого городского парковочного пространства – социальный, коммерческая составляющая в нем отсутствует. Установленный временной диапазон платности парковки нацелен на эффективное снижение внешнего трафика и долгосрочной парковки личных автомобилей в центральных районах Петербурга. В ночное время показатели трафика минимальны как в будни, так и в выходные дни.

В то же время, аналогичную стабильность демонстрирует и дневной трафик. По этой причине отмена платы за парковку в выходные и праздники приведет к запаркованности улиц центральных районов, что провоцирует автовладельцев на нарушения ПДД, создает помехи движению общественного транспорта и существенно ухудшает общий комфорт городской среды. 

- Как петербуржцы в общем приняли новый формат парковок в центре? Есть ли какая-то обратная связь из тех районов, где уже выделены зоны? 

- Петербуржцы, в целом, положительно оценивают введение зоны платной парковки. Эффект от ЕГПП выражается в увеличении оборачиваемости парковочных мест, снижении нарушений ПДД и уменьшении количества ДТП, увеличении средней скорости движения наземного общественного транспорта. Другим важным социальным эффектом стало сокращение времени прибытия экстренных служб почти в два раза. Отсутствие хаотично припаркованных автомобилей позволяет бригадам скорой помощи и пожарным расчетам максимально оперативно приезжать на вызовы. Это не просто секунды и минуты сухой статистики, а спасенные жизни людей, сохраненное здоровье и благополучие петербуржцев и гостей нашего города.

Фото: Комитет по транспорту Санкт-Петербурга

На сегодняшний день в три раза увеличилась оборачиваемость парковочных мест - одно парковочное место используется не менее тремя-четырьмя транспортными средствами в рамках парковочного дня. В Центральном районе эффект заметен, например, на улицах Садовой, Большой Конюшенной, Марата; набережных Мойки, Грибоедова, Фонтанки; Литейном проспекте (а также улицы вблизи станций метро «Звенигородская» и «Владимирская»). Теперь возможно спокойно припарковаться на свободное место. По результатам проведенного мониторинга можно констатировать существенное сокращение количества прибывающего в центр личного транспорта и увеличение скорости общественного транспорта: средняя скорость движения транспортных средств увеличена в среднем на 6%; загруженность дорог в Центральном районе снижена на 8%, в Адмиралтейском районе - в среднем на 11%; обеспечены условия для безопасной высадки и посадки пассажиров общественного транспорта на остановочных пунктах; снижено количество нарушений правил парковки; обеспечена возможность беспрепятственной остановки туристических автобусов в специально отведенных местах.

Кроме того, продолжительность вечернего часа пик сокращена на 30-45 минут по сравнению с ноябрем 2019 года - эталонной базой для сравнения.

Кстати
По состоянию на конец марта в Петербурге оформлено более 51 тыс. парковочных разрешений. Почти 29 тыс. – льготные разрешения жителя, более 17 тыс. - разрешения многодетной семьи.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах