Самые ожесточённые баталии развернулись вокруг строительства трассы к городу-спутнику «Южный» через посёлок Александровское и Восточного скоростного диаметра.
Отменить трассу!
На общественных слушаниях в Пушкине обсуждали ряд вопросов. К примеру, запуск аэроэкспресса до «Пулково» и расширение Петербургского шоссе. Эти изменения жителей района никак не коснутся. Электричка до «Пулково» пройдёт через сельскохозяйственные поля и не повлияет на транспортную инфраструктуру ни в лучшую, ни в худшую сторону. А Петербургское шоссе - это трасса, рядом с которой раскинулся «Экспофорум». Его расширение - пыль в глаза многочисленным международным делегациям, которые приезжают на различные выставки, в том числе на Петербургский экономический форум. Горожан же беспокоит совсем другое.
Скоро в Пушкинском районе начнётся строительство гигантского жилого комплекса - города-спутника «Южный». Население этого микрорайона составит более 200 тысяч человек. Для того чтобы вся эта масса людей смогла добраться до Санкт-Петербурга, по центру тихого посёлка Александровское планируют проложить четырёхполосное шоссе. Оно разрежет населённый пункт на две части и испортит экологию. Поэтому на слушаниях кипели настоящие страсти.
- Строительство города-спутника - преступная халатность! - заявил житель Александровского Андрей Писарев под одобрительные аплодисменты из зала. - Пушкинский район переполнен, у нас не хватает детских садов, школ и поликлиник, здесь нет свободных рабочих мест. Где уважение к местным жителям? В посёлке в половине домов нет воды, газа. Может, лучше наладить социальную инфраструктуру в существующих микрорайонах, чем строить новые?
Активисты даже организовали импровизированное голосование против трассы, нарушая ход общественных слушаний. Поднялся лес рук, пушкинцы единогласно проголосовали против дороги. Чиновники лениво отбивались дежурными фразами. Обещали внести предложение жителей в протокол.
- Тема строительства трассы через Александровское обсуждалась неоднократно, - заявила Варвара ЛОВКАЧЁВА, начальник управления генплана и стратегического развития Петербурга. - И комиссия приняла решение пойти на это.
- Вы осознаёте, что провоцируете социальный взрыв? - возмутились собравшиеся. - Мы с 2014 года требуем отменить эту дорогу, почему вы нас не слышите? Мы уверены, что нас просто поставят перед фактом, снесут 40 домов и построят шоссе!
Катком - по здоровью
Второй наболевший вопрос - строительство путепровода через железную дорогу Витебского направления. Город стоит в многочасовых пробках из-за двух вечно закрытых переездов. Пушкин, Павловск, микрорайон Славянка отрезаны от остального мира. Но, несмотря на то, что спасительный виадук находится в Генплане с 2005 года, работами и не пахнет. На них, по словам местных чиновников, нет денег.
Что касается Славянки, то её проблемы недавно обсуждали чиновники у вице-губернатора Игоря Албина, но внятных решений не предложили. Тем удивительнее по своей простоте и гениальности идея директора Детской железной дороги Владимира Чиликина.
- Существует узкоколейка от Пушкина до Купчино. Давайте продлим её на два километра до Славянки. Мы готовы взять на себя перевозку местных жителей до Северной столицы!
Ещё более жаркие споры разгорелись на общественных слушаниях в Невском районе. Из-за изменения трассировки Восточного скоростного диаметра (ВСД) под ударом оказались 15 тысяч жителей ЖК «Ладожский парк». Широченная трасса может пройти в буквальном смысле под их окнами. Атмосфера накалилась до предела, сотрудники администрации даже пригрозили вызвать наряд полиции для усмирения самых активных. Оказалось, что чиновники поменяли маршрут ВСД из-за колонии строгого режима № 7. «Вынести федеральные объекты невозможно», - заявили сотрудники администрации.
- Мы не против трассы, - поясняет петербурженка Татьяна Гурова. - Она нужна городу, но давайте искать компромисс. 15 тысяч горожан не хотят повторить судьбу жителей Канонерского острова. Там уже прошли катком и бульдозером не только по интересам, но по здоровью и спокойствию простых горожан.
В остальных районах города общественные слушания прошли гораздо спокойнее. До 3 марта жители всех районов могли подать дополнения к городскому Генплану, а также свои возражения. Будут ли они учтены, пока неизвестно.
Мнения
Виадук необходим!
Виктор АФАНАСЕНКО, президент торгово-промышленной палаты Пушкина и Павловска:
- Абсолютно непонятно, зачем городское правительство выделяет колоссальные средства на никому не нужные проекты? Пушкин и Павловск заблокированы транзитным транспортом. В эти туристические жемчужины не могут пробиться автобусы с гостями города. Но чиновники упорно продолжают проектировать дороги через Пушкин, Александровское и не строят объездных трасс.
В реальности же 10 лет никто не занимался транспортными проблемами района, Генплан не проводил экспертиз, не считал количество машин, проезжающих через Пушкин. Сейчас в первую очередь надо делать не реконструкции внутренних дорог, а строить трассу вокруг Пушкина, которая замкнётся на КАД, Московском и Киевском шоссе.
Южноширотная магистраль от Волхонки до Софийской улицы с виадуком через железную дорогу была предусмотрена в Генплане с 2005 года. Но до сих пор не появилось даже проекта! Пушкину нужен виадук за Буферным парком, его строительство решит большинство транспортных проблем.
Дорого и неэффективно
Владимир ВАЛДИН, эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт»:
- Если опираться на опыт мировых столиц, то любая скоростная трасса или развязка в плотной городской среде - это абсолютное зло.
Если говорить об аэроэкспрессе, то все эти проекты, которые предлагаются на протяжении последних десяти лет, экономически необоснованны и очень затратны для бюджета. Сейчас предлагают пустить электричку в «Пулково» не с Балтийского, а с Витебского вокзала. Стоить это будет таких же безумных денег, а эффективность окажется очень низкой.
Приведу пример: в Самаре, Казани и Владивостоке после наступления кризиса аэроэкспрессы очень быстро остановились из-за неокупаемости. Работает дорогостоящая «развозка» от аэродрома до метро лишь в Москве. Но там ситуация иная - огромный пассажиропоток.
Сейчас от метро «Московская» до «Пулково» действует выделенная полоса для общественного транспорта. Автобусов, которые курсируют по «выделенке» с интервалом раз в 10 минут, вполне достаточно, чтобы перевезти всех пассажиров.
Почему чиновникам не даёт покоя этот аэроэкспресс, и они вот уже 10 лет решают, как бы его построить?