Филармоническое общество Санкт-Петербурга существует более 220 лет, и в разное время его членами состояли Йозеф Гайдн, Рихард Вагнер, Михаил Глинка, Петр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и многие другие знаменитые музыканты и композиторы. Основная задача организации – популяризация в обществе классической музыки. Но если раньше главной проблемой были только сниженные вкусы публики, то теперь на пути распространения шедевров выросли новые политические барьеры.
Отмена концертов российских исполнителей вредит прежде всего самим инициаторам этих ограничений. Так считает президент Филармонического общества Санкт-Петербурга, заслуженный деятель искусств РФ Борис Березовский. 10 июня известному популяризатору классической музыки исполнилось 75 лет.
Нам 220 лет!
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Борис Леонидович, помимо личного юбилея в этом году вы отмечаете еще один – 30 лет работы в Филармоническом обществе Северной столицы. Из них 16 – на посту президента. Чем занимается общество сейчас?
Борис Березовский: Иногда нас путают с Филармонией, но скажу сразу – мы не Филармония. Наше общество было основано в 1802 году и является старейшей музыкально-общественной организацией России. Нам уже 220 лет! Уже первые общедоступные концерты, прозвучавшие более двух веков назад, как писала «Русская музыкальная газета», «развивали в публике художественный вкус и приучали ее к сложным и крупным произведениям». Этому принципу просвещения во многом стараемся следовать и в наши дни.
Музыканты в основном выступают в Большом и Малом залах Филармонии. И акцент делаем на камерном исполнении – дуэтах, трио, квартетах. Мы просто обязаны помочь этим жанрам вернуться к жизни.
– Вы даете дорогу и начинающим дарованиям. Кого же Общество взяло под свое крыло, помогло стать признанным мастером?
– Много лет мы помогали десяткам детей, в том числе Мирославу Култышеву, Илье Грингольцу, Саше Коробкиной, Диме Ганенко и другим талантливым ребятам. Ныне это известные в мире музыканты. Событием нашего фестиваля «Серебряная лира» стало и выступление юной Александры Довгань. Сегодня ей 14, и это яркая пианистка, обладающая артистизмом и индивидуальностью, победитель международных конкурсов. С моей точки зрения, почувствовать талант, найти и отдать – очень важно.
Пирожки под Бетховена?
– Вы рассказали о фортепианных марафонах, но большой резонанс имел и другой проект Общества – виртуальный марафон, запущенный в пору пандемии. Как удалось найти новые формы и пробиться к публике?
– Сегодня в городе сняты ковидные ограничения, но прошедшие два года стали по-настоящему тяжелыми. Рухнули многие планы, однако нет безвыходных положений. Мы научились работать онлайн, снимать на камеру и в итоге из минусов делать плюсы. Раз музыканты не могли выступать в залах, то мы сами отправились к ним домой и записали камерные мини-концерты. Затем разместили видео на нашем сайте, канале YouTube и социальных сетях. Эксперимент удался. На суд любителей музыки в разных уголках земного шара мы представили 50 концертов, 156 сочинений русских и зарубежных композиторов.
– Очень хорошо, учитывая нынешние цены на билеты. На некоторые концерты раскрученных звезд они просто зашкаливают!
– На концерты нашего Общества билеты всегда стоят недорого. Рад, что правительство России запустило проект «Пушкинская карта», активно поддержанный и в Петербурге. Потому что, честно говоря, для меня дико, когда артисты, продюсеры ставят запредельную стоимость. Значит, мама с ребенком, особенно если она воспитывает его одна, не сможет пойти на интересный спектакль или концерт? И этот мальчик или девочка, которые растут, учатся в городе, будут лишены такой возможности? Извините, считаю данную позицию абсолютно неприемлемой.
– А как вы относитесь к тому, что произведения классики беспардонно используются в рекламе?
– Моя точка зрения не изменилась. Нельзя рекламировать средства личной гигиены под Второй фортепианный концерт Рахманинова! Это относится и к фильмам. В одном из сериалов все любовные сцены боевика идут под ноктюрны Шопена. Шок. Также спорно, когда на открытом пространстве играют Чайковского, Бетховена, а люди сидят на траве, едят пирожки, пьют пиво.
Усидеть на двух стульях
– Ваше Общество до недавних событий сотрудничало со многими зарубежными коллективами. Сегодня там объявили бойкот русской культуре, наших гениев вносят в «черные списки». Понятно, что в угоду политике, но как объяснить очередную глупость?
– Не обращайте внимания. Как можно запретить Чайковского? В самых престижных рейтингах по всему миру по числу исполнений он на первом месте. Если какой-то идиот на Западе сказал, что не будет ставить Чехова или играть Чайковского, – пусть говорит. Этим они вредят только сами себе. Мы прекрасно помним, как жгли книги в фашистской Германии. И чем это кончилось? То, что творится сегодня в Европе, мало отличается от событий той поры. Правда, нам надо и на себя внимательно посмотреть. Почему так легко отказываемся от своих ценностей? В 1990-е, скажем, не задумываясь, отбросили все совет-ское и говорили о целой эпохе в основном плохое. Получается, я не должен любить Константина Симонова с его потрясающим «Жди меня» только потому, что он поддерживал власть? Но его стихи были путеводной звездой для миллионов!
– Сегодня крен в другую сторону. В сложившейся ситуации некоторые популярные артисты, деятели культуры пытаются и с Западом не поссориться, и в России остаться востребованными. Как думаете, удастся усидеть на двух стульях?
– Со мной многие не согласятся, но считаю наличие двойного, тройного гражданства нонсенсом. У человека есть только одна Родина. Очень уважаю Владимира Познера, но у него три паспорта, пусть и на законных основаниях. Значит, во Франции, Америке и России он голосует по-разному? Также не понимаю, как дети наших некоторых высокопоставленных чиновников до сих пор живут и работают в США. Если ты пошел во власть, у тебя должно быть все прозрачно, вплоть до нижнего белья.
Пожалуйста, никто не запрещает учиться, работать за границей. Но если человек бесплатно получил образование в России, а потом с новеньким дипломом укатил на Запад, я бы попросил таких вернуть деньги за обучение. Равно как и выпускников Педагогического университета им. Герцена, которые не идут работать в школу. Мне могут рассказать про универсальность современного высшего образования, но считаю, что человек, пять лет учившийся «на учителя», должен идти в класс, к детям, а не занимать место клерка в офисе.
– Позвольте вернуться к музыке, просвещению. Сегодня музыкальные школы города заполнены, хотя учиться там трудно. Родители хотят, чтобы их дети были всесторонне развитыми?
– Для меня обучение музыке – святое дело. Это развивает эмоции, мелкую моторику, вводит человека в мир гармонии, делает его богаче, совершеннее. Конечно, не каждый станет Рихтером, но для общей культуры это очень важно. Знаете, раньше в газетах была рубрика: «Если бы директором был я…». Так вот если бы я оказался на высоком посту – учил музыке всех детей без исключения. Как раньше морских офицеров – им преподавали танцы, музыку, фехтование и верховую езду. Мусоргский, Римский Корсаков, Кюи – морские офицеры. Не случайно за рубежом во многих школах, университетах есть духовые оркестры, причем очень высокого уровня. И нам не мешает перенять эту традицию. Надо людей поднимать к культуре, а не опускать на уровень попсы.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.