Примерное время чтения: 6 минут
146

«Мститель»: Черный плащ в кроссовках

Режиссер:  Фрэнк Миллер

В ролях:  Скарлетт Йоханссон, Ева Мендес, Габриэль Махт, Самюэль Л. Джексон

Кому смотреть:  Всем, кто любит нуар-комиксы и умение иронизировать над собой.

Наш рейтинг: 7.5

Самое интересное, что Миллер-режиссер свой первый блин (в фильме «Город грехов» он был соавтором Роберта Родригеса только номинально) испек на чужих комиксах – в основе The Spirit лежат работы классика графического романа Уильяма Айснера, который придумал эту историю еще в 40-ых годах прошлого века. А история незамысловатая: полицейский Денни Кольт, работавший в вымышленном городе Централ-Сити (явная аллюзия на Нью-Йорк)  был убит бандитами, но потом вернулся с того света, чтобы стать Духом города, рьяно очищающим его улицы от криминальных элементов. При этом процесс смерти и последующего воскрешения удивительным образом увеличил его живучесть и прыгучесть. Пикантность всему этому придавали многочисленные адюльтеры героя и трогательная история отношений Денни с девушкой Сенд Сареф, которая в детстве была его первой любовью, а в зрелом возрасте стала одним из главных врагов.  Другим оппонентом «Мстителя» стал некий ученый-маньяк Октопус, который убивает всякого, кто увидит его лицо.

Одним словом, все достаточно типично для традиций американского комикса. Что делать с таким материалом, чтобы привлечь современного зрителя? Простой, полной штампов историей о хорошем копе и плохом ученом после «Темного рыцаря» и «300» никого не удивишь. Ссылками на то, что это классика жанра и ее надо знать и ценить – тоже. Остается немного вариантов. Один из них – яркий визуальный стиль. Миллеру таланта в этой области не занимать, и он предсказуемо превратил The Spirit в усладу для глаз киногурманов.  Еще на стадии трейлеров некоторые критики в состоянии аффекта от увиденного называли визуальный ряд фильма едва ли не высшей стадией развития киноискусства. И действительно, Миллер использует крайне стильный прием: в классический черно-белый нуар он кляксами капает другие цвета, отдавая преимущество красному и синему. Получается очень эффектно и стильно. Особенно, когда на черно-белом фоне черная фигура падает на колени, и у нее из спины вдруг вылезает яркое красное лезвие меча.

Второй очевидный способ оживить заурядную комикс-историю тоже лежит на поверхности.  Нужно до предела заострить  харизму главных героев. И вот Денни Кольт в комплект к классическому черному плащу и маске в стиле «Я люблю Зорро!» получает белые кроссовки и вызывающе-длинный красный галстук. Октопус становится афроамериканцем Самюэлем Л. Джексоном, а ему в помощницы выдается классическая блондинка Скарлетт Йоханссон. Эстафету дружбы народов подхватывают яркие латиноамериканки Пас Вега и Ева Мендес, чьи прелести в нуар-стилистике смотрятся особенно соблазнительно.

 В итоге, конечно, получается очень тонкая грань между пафосной нуар-историей и откровенным трешем. Негр-ученый в компании блондинки, черный плащ в кроссовках – это еще цветочки. Миллер в итоге решает перейти эту самую тонкую грань и пускается во все тяжкие художественного стеба. Родригес, конечно, тоже скрыто или явно хохмил в «Городе грехов», но «Мститель» в этом плане ставит совершенно недоступные ориентиры. Октопус и Денни сначала долго дерутся в грязи с помощью какого-то огромного унитаза, потом «Мститель», чтобы выйти из неудобного положения, снимает ремень, делает эффектно сальто в воздухе и приземляется уже без штанов на подоконник какого-то дома, открывая хихикающим девушкам потрясающие виды. Когда он тонет в болоте, нам долго показывают два огромных белых кроссовка, постепенно погружающихся в черную грязь. Катарсиса этот стеб достигает в сцене, где ряженный в нацистскую форму негр Джексон (!!!) сначала заявляет о своем желании стать Богом, а потом на глазах у героя в буквальном смысле растворяет милую белую кошечку – та стекает в раковину, оставляя после себя лишь два симпатичных голубеньких глазика. И рядом с этим – мрачный нуар-пафос, почти шекспировские диалоги о месте ночных улиц в жизни героя и трогательная чувственность в глазах. Получается сногсшибающая смесь – шикарный с визуальной точки зрения треш-нуар, который заставляет и искренно сопереживать, и смеяться.

Понятно, почему Миллер так вольно обращается с материалом – во-первых, это не его комикс, а значит не шибко жалко, во-вторых, после «Темного рыцаря» и «300» он достиг статуса глыбы, нерукотворного памятника, и потому никакие вольности и эксперименты не способны подмочить его репутацию - ну что же, великие тоже шалят, им можно. Но что со всем этим делать зрителю?  Смеяться, плакать или недоуменно вопрошать «А что это, собственно, было»? Тут все зависит от ваших ожиданий. Если вы хотели увидеть монолитную историю в стильных декорациях, которая рассказывает о прыгающем по крышам мертвом копе с самым серьезным лицом и пафосом, то, скорее всего, останетесь разочарованными. Миллер предлагает взглянуть на все это несколько с другого ракурса. Он мешает яркий разнообразный коктейль, где есть место и для пафоса, и для стеба, и для визуальной поэтики, и для откровенного визуального хулиганства. Возможно, где-то он сам утратил контроль над своими желаниями, потерял связность стиля, а потом решил плюнуть и возвести это в художественный прием. Талант не позволил картине распасться на составляющие. Она монолитна и стильна в своей разношерстности и противоречивости. Другой вопрос, что адекватно воспринимать такое могут только две категории зрителей – те, кто пришел в кино безо всяких ожиданий, просто чтобы получить яркое зрелище, а также настоящие киноманы, прекрасно знающие цену умению иронизировать над собой и своими героями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах