Примерное время чтения: 6 минут
209

Эдуард Хиль: «Сегодня - не искусство, а прокат»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 15/09/2010

- Стихи на международный конкурс «Трололо» пришли из разных стран, - рассказывает Эдуард Анатольевич. - Но то, что предлагают их авторы, - неприемлемо. Получается другая песня! Недавно приезжал Михаил, сын автора музыки Аркадия Ильича Островского, организаторы хотели сделать из присланного что-то вроде «музыкального бобслея». Но он не разрешил. Сказал: «Эдик, пусть лучше будет твоя запись, без слов».

Нам навязывают «бабок»

- "АиФ-Петербург": Ваши мелодии знает вся страна, на них выросло несколько поколений. Почему сегодня нет таких?

- Эдуард ХИЛЬ: Для меня стало откровением, как внимательно слушает старые песни нынешняя молодежь. Знает, подпевает. И эти песни так отличаются от тех, что нам преподносят сегодня с экрана. Всё поверхностно, легковесно, оркестровка за пять минут сделана на компьютере, «сляпана». При этом выступает исключительно «звезда».

- "АиФ-Петербург": Помню, вы возмущались, что люди на сцене даже не понимают смысл слов, которые произносят.

- Э. Х.: Транслировали вечер, посвящённый творчеству Шаинского, Соловьева-Седова, Пахмутовой. Молодые артисты пели о «ЛЭП-500», «усталой подлодке» и чувствовалось, что для них это пустое. Смотрю, сидят Александра Николаевна, Николай Добронравов, им неудобно, неловко, но ничего сделать не могут. Почему так происходит? Ведь цель вроде хорошая - познакомить с творчеством 80-х. Да потому что люди, которые устраивают эти шоу, - не профессионалы.

Сейчас многие ругают правительственные концерты, посмеиваются над ними, а я помню, как серьёзно туда отбирали. Приезжала министр Фурцева, участников слушали выдающиеся мастера, по неделе шли репетиции.

- "АиФ-Петербург": Бал правят деньги, шоу-бизнес и «фабриканты»?

- Э. Х.: Что такое шоу-бизнес? Фанера! Даже дети знают, что на концерте она - главная. Однажды нас пригласили за границу, выступить на телевидении. Просят: «Покажите, что будете петь». Наши: «Пожалуйста - вот фонограмма». - «Нет, у нас так не принято, надо живьём петь и играть».

С Зыкиной мы встречались незадолго до её кончины и говорили об унижении нашего искусства. Людмила Георгиевна считала это катастрофой. И из последних сил выступала с оркестром, хором, чтобы показать и консерваторской молодёжи, и юной публике, как должна звучать песня.

- "АиФ-Петербург": Зато рейтинги у попсы зашкаливают. А это реклама, сумасшедшие прибыли.

- Э. Х.: Тогда давайте завтра пустим на экран сплошную чернуху или чего «погорячее», и рейтинги взлетят до небес. Ну а деньги - «этот идол золотой волю неба презирает». Человек падок на «клубничку», любит подсматривать в замочную скважину, и если его воспитывать только на сериалах, он будет так же мыслить и действовать.

А познакомится с Чайковским, Бетховеном - станет жить по-другому. Неужели наш народ достоин только того, чтобы ему без конца показывали «кривое зеркало»? У нас красивые, талантливые люди, а им страшных «бабок» навязывают.

Исказили гимн

- "АиФ-Петербург": Вас на экране, к сожалению, немного. А вот ваши коллеги любой ценой стремятся попасть в телевизор, быть в обойме, по­дружиться с сильными мира.

- Э. Х.: Считаю, что певцы, композиторы должны быть оппонентами власти. Если есть спорные вопросы, служители культуры обязаны чиновников поправлять. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, например, мог разговаривать с властью так, что его внимательно слушали и слышали на самом верху. Сегодня Министерство культуры выглядит скорее статистом, чем созидателем. Ничего нового оно не создаёт, только руководит и организует представления, мобилизуя популярные имена. А это не искусство, а прокат. Тот же «телевизор» - в действительности передаточный организм, который транслирует то, что уже сделано: фильм, футбольный матч, спектакль.

- "АиФ-Петербург": Сегодня ценности меняются. Постепенно сокращается «утечка мозгов», способная молодёжь возвращается на работу в Россию, разворачивается лицом к народу и культура.

- Э. Х.: Патриотизм не надо навязывать. Есть, например, предприниматели, которые если и создают, то только для себя. Какой у них патриотизм? Люди видят: рядом живёт дядя, занимается сомнительными делами и при этом он - миллионер. Хотя взяточников и бандитов везде достаточно. Это болезнь не только нашей страны, но и мира. Поехал Володя Шаинский в Америку покупать дом. Его «кинули», обобрали полностью. Светлого жизнерадостного человека. Знаете, меня всегда коробит, когда гимн России вдруг исполняют искажёнными, какими-то кастрированными голосами. Да ещё с непонятным аккомпанементом. Я однажды услышал - даже страшно стало. И мы сами допускаем такое кощунство.

- "АиФ-Петербург": Где же выход?

- Э. Х.: У меня надежда на молодёжь. В головах 10-13-летних идёт работа, они по-другому мыслят, принимают решения. Кстати, и моего 13-летнего внука зовут Эдуард Хиль.

- "АиФ-Петербург": Вы живёте в знаменитом «толстовском доме», в самом центре. Но даже в этом оазисе появляется новодел. Свыклись с подобными переменами?

- Э. Х.: К городу отношусь, как к песне. «Катюшу», например, сегодня исполняют так, что не сразу и узнаешь. Неправильно произносят слова, ноты. Так и здание: сделали из пяти­этажного - девяти. Но это уже не тот дом! Хрущёв в свое время почти снёс Арбат. Там красовались потрясающие особняки, а сейчас какая-то «вставная челюсть». То же самое в некоторых районах намечается и у нас. Рад, что сердце дрогнуло у руководства города, и они заставили инвесторов, слишком устремившихся ввысь, снять незапланированные этажи. Эту красоту, музыку архитектуры, как и хорошие песни, надо отстоять.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах