- Эта тема оказалась во многом неизученной, - говорит исследователь. - Карл Брюллов, например, написал образа в иконостасе для Рима. Сейчас в итальянской столице вырос новый русский собор, но существует и домовая «капелла» с работами Брюллова, Константина Тона, Фёдора Бруни. Флорентийской красавицей называют церковь во Флоренции работы петербургского архитектора Михаила Преображенского. Обидно и больно, что два храма, которые он создал в Петербурге, сломали, а имя его забыли. Меж тем как во Флоренции гордятся творением нашего земляка. Местные жители даже нашли средства и отреставрировали эту церковь за счёт города, настолько этот памятник считается необычным и важным.
«Журнал» строителя
- "АиФ-Петербург": Как же удалось восстановить ход событий?
- Меня ждала удача. В Петербурге многие материалы, относящиеся к истории этих памятников, были до 1917 года. А вторая половина нашлась как раз в Италии! Я, например, обнаружил подробнейший «Журнал» строителя посольской церкви во Флоренции маститого протоиерея Владимира Левицкого, выпускника петербургской духовной академии. Он шаг за шагом описывает стройку, как приглашал и принимал петербургских художников, кто ему помогал, а кто ставил рогатки, как он жаловался в российскую столицу. Отдельная глава так и названа: «Препоны на пути строительства». Дневник он вёл на протяжении 30 лет.
- "АиФ-Петербург": Насколько были доступны вам, иностранцу, архивы в Италии?
- Если это государственный архив, достаточно просто прийти с паспортом и попросить необходимый документ. С церковными хранилищами сложнее: туда пускают неохотно и берегут свои секреты. Самые интересные - частные архивы, там ждут как открытия, так и неудачи. Последняя постигла меня на немецком кладбище, где похоронено много наших соотечественников. Дело в том, что во время войны в Италии на стороне вермахта воевала целая казачья армия под руководством Петра Краснова… Служители кладбища тщательно составили картотеку погибших, я увидел много русских имён. Мне бы сразу записать всё на диктофон, но я решил, что приеду с компьютером и поработаю основательно. Однако вскоре пришло известие, что архив закрыт и предназначен только для служебного пользования. Возможно, причиной стал скандал, разразившийся в связи с болезненными для Европы вопросами коллаборацио-
низма.
- "АиФ-Петербург": Многим памятна почти детективная история с русским подворьем в Бари...
- Это подворье в начале XX века Россия построила для паломников, стремящихся поклониться мощам святого Николая Чудотворца. Деньги собирали всем миром. В зодчие привлекли Алексея Щусева, жившего в Петербурге. В храмах объявили «тарелочный» сбор средств, и люди сдавали буквально по копеечке. В Петербурге был создан специальный комитет, опекающий строительство. В итоге Россия купила почти квартал в лучшей части Бари. После революции за эту территорию началась борьба. В итоге в конце 30-х всё захватил муниципалитет, разместив там офисы. И понадобилось вмешательство первых лиц государства, чтобы престижная собственность была официально возвращена России. Сейчас возрождается идея сделать на базе подворья музей русского церковного искусства.
Церковь и казино
- "АиФ-Петербург": В Италии говорят о целом поясе русских храмов. Что входит в это созвездие?
- В Риме недавно открылся прекрасный новый храм в русском стиле, который сразу стал важнейшим центром культуры.
О «флорентийской красавице» уже упоминалось. Не меньшее значение имеет русская церковь в Сан-Ремо. Один лишь факт: когда вышла почтовая марка, посвящённая этому знаменитому курорту, на ней разместили два важнейших символа - русскую церковь и казино. Завершает панораму Никольский храм в южном Тироле. Его прихожанкой была и дочь Достоевского - Любовь Фёдоровна.
- "АиФ-Петербург": С Италией связаны судьбы многих наших соотечественников, особенно представителей первой волны эмиграции.
- Я бы выделил семью Олсуфьевых. Известен их особняк на Фонтанке, который построил тот же Щусев. После революции они бежали и обосновались во Флоренции, однако жизни без России не мыслили. Мария Олсуфьева стала блестящим переводчиком. Именно в её переводе итальянцы читали «Мастера и Маргариту» Булгакова, Пастернака, Дудинцева, Окуджаву. «Архипелаг Гулаг» Солженицына она перевела и опубликовала в рекордный срок - за 8 месяцев. Мария Васильевна очень хотела приехать в Ленинград, но в советское время это было невозможно, а до перестройки она не дожила всего несколько лет. Она была старостой русской церкви и очень поддерживала всех, кто приезжал в Италию. Даже улица, где стоит церковь, называется «эмигрантской тропой». Там жило около 300 семей, кому помогала Олсуфьева.
Золотой флорин
- "АиФ-Петербург": Вы присутствовали на церемонии во Флоренции, когда там чествовали Иосифа Бродского, писали о Тарковском.
- Так был отмечен его вклад в культуру Италии. Мэр Флоренции вручил поэту золотой флорин и диплом почётного жителя. Ну а Андрей Тарковский прославил Тоскану. В фильме «Ностальгия» он показал многие знаменитые места этого края. Во Флоренции существует фонд Тарковского, там жила его семья. Его вдова уже скончалась, но Андрей Тарковский-младший - флорентиец.
- "АиФ-Петербург": Вы говорите, что итальянцы любят Россию. А что их привлекает больше всего?
- На Апеннинах хорошо знают наших подвижников, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. В Пьемонте есть монастырь, где монахи каждый год проводят семинары, посвящённые русской духовной культуре, и приглашают специалистов со всего мира.
Я встречал немало итальянцев, которые выучили русский, чтобы в подлиннике читать Достоевского, Лескова, Толстого. И даже в нашей политике они находят что-то близкое.
- "АиФ-Петербург": В Милане вы разыскивали дом, где останавливался Суворов. Удалось?
- Суворов жил в Милане всего три дня, и шли споры, в каком же особняке он квартировал. Здесь тоже повезло: сразу получилось отсечь ложный след. Сейчас достоверно известен именно суворовский адрес. В мае на этом доме появится мемориальная доска, и в Италии будет ещё один русский уголок.