Примерное время чтения: 15 минут
320

Артур Шигапов: «Люди придумывают себе зло, чтобы с ним бороться»

Прогноз большой московской войны

Артур Шигапов: – Книга называется «Жизнь сверхигра». Это для меня новый опыт. До этого я писал путеводители, и самым известным был «Чернобыль, Припять, далее нигде…». Новая книга - совершенно иная. Она написана в жанре полуфантастического «реалити квеста», где в сюжетной линии переплетены и вымысел, и реальные герои, их судьбы и настоящие события, которые произошли в конце прошлого года. Такой замес с фантастикой получился.

«АиФ-Петербург»: – Реальные события, произошедшие в конце прошлого года, - поясните, пожалуйста!

Артур Шигапов: – Я получил задание написать книгу о культовой игре «S.T.A.L.K.E.R». Это игра о некой выдуманной чернобыльской зоне. Я купил пиратский диск и начал играть. И вдруг провалился на совершенно незнакомый уровень реальной Припяти. В сети я встретил геймеров, которые точно так же купили эту игру и которые тоже столкнулись с реально-нереальным сталкерским миром, где невозможно отличить настоящее от выдуманного. Очень реалистичная игра, которая захватывает. Мы начали искать, что это за уровень и кто его создал.

В книге на первый план выступают московские события, произошедшие в конце 2010 начала 2011 года. Это, скажем так, некая фантазия, некий прогноз на большую московскую войну. Вы все прекрасно знаете, что в конце прошлого года произошли такие большие события, как увольнение московского мэра, а также убийство болельщика «Спартака» Егора Свиридова. И что это потом вызвало - некие зачатки хаоса, когда люди, совершенно обезумевшие, вышли на улицы протестовать против чего-то. А против чего можно протестовать в Москве? Против того, что лежит на поверхности. Соответственно, это милиция и приезжие. И вот я стал продолжать эту мысль. Вот, приезжие уехали, а что будет дальше? А потом будет знаменитая жара 2011 года, ещё хуже, чем в прошлом году, когда Москву затянуло дымом пожарищ, когда некому убираться, ведь не заставишь людей выйти в такую жару. А что будет дальше? Вот, я раскручивал эту историю. И пришел в итоге к некой войне, которая по книге состоится зимой 2012 года.

«АиФ-Петербург»: – Мрачные перспективы…

Артур Шигапов: – Перспектива мрачная, наверное, и отражает моё настроение в конце прошлого года. Ведь книги не пишутся заранее. Сюжет возникал практически по мере написания книги. Он менялся, я добавлял туда события, которые реально произошли, то же убийство Егора Свиридова. А также события, которые могли бы произойти.

«АиФ-Петербург»: – Получилось, как в квесте, когда одно событие влечет за собой следующее.

Артур Шигапов: – Как в квесте. Но все происходит в рамках запрограммированной компьютерной реальности, которую придумали по книге создатели игры «S.T.A.L.K.E.R».

«АиФ-Петербург»: – Мне кажется, что жизнь не настолько предсказуемая.

Артур Шигапов: – Жизнь непредсказуема. Люди думают, что за бред придумал автор, какие банды, берущие Кремль? Разве такое может быть?

В моей книге есть такой эпизод: в 1988 году собрались в своем фургончике после работы мужики и начали обсуждать политические темы. Один сказал: «Через пять лет Советского Союза-то не будет». Другие возмутились: «Как не будет? Хочешь сказать, что Украина отделится? И кто ей будет командовать? Тарас Бульба?». Они подняли человека на смех, хотя человек говорил правду. Кто тогда думал, что будут войны? Что в начале 90-х будет практически полное обнищание. Человек говорил, что пьяный фарцовщик, который сейчас спит в бытовке, через несколько лет станет самым уважаемым человеком в обществе. Но остальные считали это бредом. А в результате мы имеем все это в реальности, которая нас не очень-то и удивляет.

Идеи постапокалипсиса

«АиФ-Петербург»: - Тема катастроф очень популярна и в литературе, и в кино. Выходит много книг, например, «Метро 2033», и все они не очень позитивные. Может, стоит вырисовывать будущее в более светлых красках?

Артур Шигапов: – Вы знаете, на мой взгляд, корни этого направления кроются в том, что у людей в обычной жизни много проблем - клубок нескончаемых проблем. Плохая работа, кредит, муж мало зарабатывает, жена плохо готовит, дети – оболтусы, поехать в отпуск – очень дорого, а тут ещё и жара, нужно купить кондиционер, а ещё и кредит за машину выплачивать,… а тут ещё и друзья про тебя что-то говорят.

Это реальность, которая сопровождает жизнь обычного простого человека. И тогда возникает мысль, а что произойдет, если этих проблем не будет. Нет никаких кредитов, никаких правил, никаких норм, нет жены, детей-оболтусов… И единственной проблемой станет выживание: либо ты их, либо они тебя. И люди начинают ставить себя на место героев постапокалипсиса. Многие хотят уйти от сегодняшних проблем, чтобы жизнь стала проще. Это как на войне. На войне нет проблем с начальством или с какими-то коллегами. Есть одна задача. Вот они, а вот – мы. И кто кого.

Постапокалипсис не интересует людей в глубокой чеченской провинции, потому что он все время с ними: либо ты завтра есть будешь, либо нет. А еще завтра могут придти нехорошие злые дяди и всех поубивать. У них нет такой литературы. Они её не читают.

Главный вопрос – вопрос выживания. И когда ты его решил, возникает другая мысль: а что дальше?

Вторая причина возникновения этого направления кроется в том, что поскольку в нашем мире люди уже приобрели какие-то материальные блага, они боятся все потерять. И тогда они начинают заранее просчитывать: как я выживу, кем я буду - героем или, например, мародером.

Постапокалипсис доводит эту идеею до абсолюта.

«АиФ-Петербург»: - А вы можете просчитать, кем вы станете: героем или темной силой?

Артур Шигапов: – Хороший вопрос. Вот в книге я – сталкер, который должен объединять части воюющего города. А кем бы я был? Знаете, я последнее время с маниакальным упорством смотрю военную хронику, смотрю чернобыльскую аварию, разговариваю с ветеранами, которые воевали. И я всегда задаю себе вопрос: а смог бы я пойти в атаку, смог бы я свою природную трусость или инстинкт самосохранения побороть? Вот я ответа не нахожу. Возможно, я был бы дезертиром. Надеюсь, такого не случится.

«АиФ-Петербург»: – В конец света в 2012 году верите?

Артур Шигапов:– Конечно, нет. У меня много планов на 2013-й, так что ещё поживем.

Важно, что ты выносишь из зоны в своем сером веществе

«АиФ-Петербург»: – К нам пришли вопросы от читателей: «Артур, ваши издатели или пиарщики, уж не знаю, как-то рекомендовали вас большим знатоком зоны отчуждения. А сколько раз вы там были и сколько мест объездили, чтобы носить такой титул? Ведь это довольно большая территория».

Артур Шигапов: – Пиарщики есть пиарщики. Я себя знатоком зоны отчуждения не считаю. Первая книга была написана с точки зрения человека со стороны: как он видит эту зону, что с ней случилось и что будет. Мне часто задают вопрос: сколько раз я был там. Но тогда, по мнению спрашивающих, получается, что самые-самые знатоки – это мародеры, которые знаю все входы и выходы. Важно ведь не количество поездок в зону, а то, что вынес оттуда в своем сером веществе. Многим достаточно и одной поездки, чтобы вынести многое не только о зоне, но и о себе. А что ты там можешь увидеть? Такая же трава, пустые многоэтажки. Знаете, нечто похожее есть и на нашем Севере: те же пустые заброшенные дома. Вся разница кроется в истории их появления. В своем путеводителе по Припяти я треть посвятил истории. Если ты не знаешь истории, ты, хоть, все вдоль и поперек пройди, но ничего не поймешь. У меня было несколько поездок в чернобыльскую зону. Каждый раз с разными целями.

«АиФ-Петербург»: – Это не опасно?

Артур Шигапов: – Нет, конечно. Существуют экскурсионные маршруты, все проверено. В зоне работают люди. И работали там всегда.

«АиФ-Петербург»: – А желающих много попасть на такие экскурсии?

Артур Шигапов: – Желающих много. И поток туристов с каждым годом растет. А после недавних событий с Фокусимой, я думаю, он возрастет ещё больше. Ведь раньше думали как, что Чернобыль был давно и никогда не повторится. Это повторилось. И будет повторяться дальше.

«АиФ-Петербург»: - А с чем связано, с вашей точки зрения, желание людей побывать в зоне? Люди едут пощекотать себе нервы?

Артур Шигапов: – У всех разные мотивы. Появилось много сталкероманов. Туда едут те, кто увидел в игре, в фильмах или в книгах зону вымышленную, и захотел понять, что происходит в реальности. Большой процент приезжающих - те, кто просто любит историю. Многим просто хочется посмотреть и похвастаться, что они там были. Это же такой тренд – Чернобыль.

Золотое правило путешественника

«АиФ-Петербург»: – У меня в связи с этим такой вопрос возник: как вы знаете, сейчас очень популярны игры вроде «Дозора». Когда люди сами создают себе приключения, чтобы разнообразить повседневную жизнь. Стали бы вы играть в такие игры? Интересны ли вам искусственно созданные приключения?

Артур Шигапов: – Буквально в настоящий момент я занимают темой, где герой будет – из «Дозора». Тема очень интересная.

Я бы, наверное, не стал вызывать адреналин искусственно, потому что я путешественник, и этих трудностей у меня хватает с головой. Вместо того, чтобы лезть по заброшенному дому, я могу лезть по горе где-нибудь в Тибете. Причем, умирая от страха, потому что опасность, в общем-то, невыдуманная. Мне приключений хватает в обычной жизни. Я могу часами рассказывать, как я от кого-то удирал… А вот простому человеку, который зажат рамками повседневной жизни, между работой и домом, такие игры, я считаю, необходимы. Чтобы вернуться к истокам, некоему состоянию человека в пограничных условиях, когда либо ты побеждаешь обстоятельства, либо они тебя. Это очень сильно разбавляет жизнь, пробуждает интерес.

«АиФ-Петербург»: – Вы говорили, что ваша жизнь изменилась после первой поездки в Таиланд. С тех пор вы много путешествуете. Путешествие требует денег, затрат. И это, наверное, дорого…

Артур Шигапов: – Не согласен. Понимаете, эта точка зрения, что путешествия существуют только для богатых и для людей, у которых прорва времени, у которых нет ни семьи, ни детей - устоявшийся штамп. На самом деле - нет. Я много лет общаюсь с путешественниками. Это очень разные люди. Есть те, у кого за душой ни гроша, есть люди очень богатые. Те, у кого нет денег, путешествуют не меньше, чем те, у кого денег навалом.

Для меня слово комфорт означает, чтобы было, где притулиться, и было некое количество воды, чтобы можно было помыться. Кому-то и этого не надо. Многие берут с собой палатки. Путешествия очень разные - на каждый вкус и кошелек. Дорог хватит на всех. Не обязательно для этого быть «перекати полем». Люди, которые работают, но не сидят на диване с пивом - они куда-то едут. Я эту проблему решил кардинально. Я работал в строительной компании, я уволился. Стал путешествовать совершенно бюджетно. У нас в России такие цены, что путешествовать будет дешевле, чем просто сидеть в Москве. Я, путешествуя, трачу денег меньше, чем просто работая. Я бы не сказал, что это очень дорого.

«АиФ-Петербург»: – Вопрос от читателя Милита: «Вы много путешествуете по странам Востока и Азии, написали несколько путеводителей. Наверняка, собирая информацию о стране, часто приходится общаться с местным населением. Как происходит общение: вы изучаете местные языки, прибегаете к помощи переводчика?»

Артур Шигапов: – Во-первых, самый лучший язык - это наш родной и любимый. Не английский, а язык жестов. Он довезет не только до Киева, но и до любого глухого села. Знание английского, конечно, очень выручает. В любой глуши найдется самый продвинутый человек, владеющий английским. От него можно получить информацию.

К тому же есть Интернет, а в нем столько информации на русском языке, что её за всю жизнь не освоишь. Есть золотое правило путешественника: подготовка должна длиться столько, сколько само путешествие. Если ты едешь на месяц – сиди месяц изучай страну, обычаи, места. Читай отзывы, как можно путешествовать, что смотреть, где останавливаться…

Я – волк-одиночка

«АиФ-Петербург»: – Как у вас складывается компания для путешествий?

Артур Шигапов: – Я – волк-одиночка. Предпочитаю ездить один.

«АиФ-Петербург»: - Вика спрашивает, не стали ли вы изгоем после того как сделали то, что многим не под силу – стали жить так, как хочется вам? И как в связи с этим изменился ваш круг общения?

Артур Шигапов: – Разумеется, круг общения изменился кардинально. Мне стали неинтересны те компании, в которых говорят о том, как круто пойти в клуб, как сменить коробку передач в машине с механики на автомат. Такие разговоры меня толкают в тоску и уныние. Как правило, я встречаюсь с людьми путешествующими. Я участвую в проекте бесплатных лекций, на которых путешественники приезжают и рассказывают о своих поездках, показывают фотографии. Поэтому изгоем себя не считаю.

Я раньше зарабатывал намного больше. Сейчас живу на старые накопления, которые делал, работая в строительстве. Не ты должен работать на деньги, а деньги для тебя. Бывает, что люди вкладываются в свой магазин, а потом там работают круглые сутки, ночуют, чтобы он только не прогорел. Это не для меня. Я вкладываю средства в какие-то проекты, раньше это была покупка-продажа квартир.

Это не привязывает меня к месту. Вот книгу «Сверхигра» я написал в Таиланде.

Жить в идеальном мире скучно

«АиФ-Петербург»: - Вопрос от читателя: «Атомный реактор - это огромная опасность и большая ответственность. Должны ли люди иногда расплачиваться за дешевую атомную энергию своими жизнями и здоровьем? Ведь эта жизнь устроена так, что бесплатный сыр встречается только в мышеловках».

Артур Шигапов: – Действительно, бесплатный сыр только в мышеловках. Люди расплачивались и будут расплачиваться. Атомная энергетика, как я считаю, это и есть наша плата. Раньше людям хватало той энергии, которую добывали посредством угля или воды. Но потребление растет. Промышленный рост является целью - совершенно необходимой. Нет промышленного роста – всё, конец света. Материальные блага в сегодняшнем мире поставлены во главу угла. Если у тебя нет нового айфона, то ты отстал от жизни.

«АиФ-Петербург»: – А каким, по вашему мнению, должен быть идеальный мир?

Артур Шигапов: – Люди захотели идеальный мир, и им его сделали. Это матрица. Но, в результате им это не понравилось, стало скучно. Я считаю, что идеального мира нет и быть не может.

«АиФ-Петербург»: – Вы реалист?

Артур Шигапов: – Да, совершенно. И я считаю, что в мире есть добро и зло. И добро обязательно должно бороться со злом. Если этой борьбы не будет, то люди будут придумывать себе «Дозор». Люди придумают себе зло, чтобы с ним бороться. Это и есть двигатель общества.

«АиФ-Петербург»: - Вопрос от Виты: «Артур, если бы вам предстояло сейчас зайти в огромный-огромный класс к подготовишкам и сделать им всего одно напутствие, что бы сказали детям?»

Артур Шигапов: – Я это говорю своей младшей дочери. По ее словам, в школе им не разрешают спорить с учителем. Я говорю, что если учитель неправ, то с ним нужно спорить. Надо отстаивать свою точку зрения. Если ты считаешь, что не правы твои родители, то отстаивай свою точку зрения. Если ты не будешь её отстаивать, тобой будут все управлять.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах