181

Наталья Солженицына: «Хочу, чтобы молодое поколение России выросло небеспамятным»

На встречалась с жителями города, неравнодушными к творчеству мастера в Российской национальной библиотеке (РНБ). Наш корреспондент присутствовала на этом событии. 

Мысли «дурно актуальные сегодня»

Наталья Дмитриевна, вы привезли в Российскую национальную библиотеку издания Александра Солженицына, расскажите о них?

Наталья Солженицына: – Хочу начать с того, что расскажу вам о тех подарках, которые привезла в РНБ. Мне сказали, конечно, что РНБ все получает. Но, мне кажется, что чего-то явно не хватает. (Улыбается). Я привезла 9 дисков. Тексты читает сам автор. Это монтаж «Красного колеса» и «Марта Семнадцатого» как иллюстрация к тому, что происходило на улицах Петрограда в то время. А часть дисков – включает «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» и другое.

Еще одна книга, которую я хочу представить – «Размышления над Февральской революцией». Это четыре главы, которые не вошли в «Красное колесо», но которые, к великом сожалению, дурно актуальны сегодня. Маленькая книжечка, которую, я думаю, что неплохо было бы пустить по рядам для ознакомления! Еще очень маленькая и скромная книга-каталог передвижной выставки. Покажу также сокращенное издание «Архипелаг ГУЛАГ» для школ. Это то, что Александр Исаевич просил меня сократить. Я начала заниматься этим еще при его жизни, а завершила после смерти. И я надеюсь, что это поможет тем, кто хочет, чтобы молодое поколение России выросло небеспамятным.

Я должна сказать, что как раз в Петербурге есть замечательная учительница литературы Татьяна Яковлевна Еремина, которая подготовила методическую брошюру. Исключительно интересная тоненькая книжка в помощь учителям, преподающим сокращенное издание «Архипелаг ГУЛАГ» в школе. И последнее издание – каталог выставки рукописей и личных вещей Солженицына. Выставка проходила в течение пяти месяцев в Женеве в уникальном музее рукописей, в фонде Мартина Бодмера (швейцарского коллекционера и благотворителя – Прим. авт.). Такого музея больше нет нигде в мире.

Выставка книг и фотографий

– Скажите, какую жизнь обрели произведения Александра Исаевича после его смерти?

Наталья Солженицына: – После смерти всякого человека культуры, начинается новая жизнь, которая может потеряться, а может – возродиться. Никто этого заранее знать не может, мы можем лишь предполагать. Однако кое-что зависит и от тех, кто остался в живых и сохраняет память об этом человеке. Я хочу показать вам, как началась жизнь после смерти Александра Солженицына, что произошло за эти три с половиной года.

Выставка произведений Солженицына была сформирована в 2008 году еще при жизни Александра Исаевича. В 2008 году ему должно было исполниться 90 лет. И к нам в семью неожиданно обратилось Агентство по печати и массовым коммуникациям. Мы этим совершенно не были избалованы! Сотрудники Агентства предложили отметить юбилей в формате выставки. Мы удивились, но решили, что отказываться не стоит. И с художником Юрием Решетниковым (https://gazeta.aif.ru/_/online/stavropol/875/15_01), который много устраивал выставок в литературных музеях, организовали эту книжную экспозицию. Здесь есть экземпляры книг и короткая биография писателя в фотографиях.

Первый раз предполагалось, что выставка будет презентована на Московской международной книжной выставке-ярмарке в сентябре. Но в августе Александр Исаевич ушел. Ровно через месяц 3 октября открылась выставка. Здесь собраны книги, изданные в Советском Союзе до его изгнания. Немного официальных книг, остальное – самиздат. Много выставлено изданий, которые появлялись на Западе. «В круге первом» – на разных языках, «Раковый корпус» – тоже на разных языках. А дальше идет «Архипелаг ГУЛАГ». Есть распространенное мнение, что Солженицын получил Нобелевскую премию за это произведение. Но первое издание вышло в декабре 1973 года. А премию ему дали в 1970 году за рассказы, опубликованные в «Новом мире». Выслали нас в феврале 1974 года. И в декабре 1974 года Александр Исаевич смог получить свою Нобелевскую премию, которую он не поехал получать в 1970 году, опасаясь, что его не пустят обратно.

Среди фотографий выставки – Солженицын в разном возрасте (Наталья Дмитриевна демонстрирует фото – Прим. авт): шестилетний мальчик, студент, курсант артиллерийского училища во время войны, старший лейтенант на фронте, заключенный 1946 года, затем заключенный в каторжном лагере, фотография-автопортрет в ссылке (он был болен раком), затем выздоровление (у Матрены учительствует), Александр Исаевич в дни выхода в свет «Последнего дня Ивана Денисовича» (до последнего момента было неясно, выйдет или нет произведение), фото около «Нового мира», в Переделкино у Чуковских в 1967 году, последнее лето в России (на даче в Фирсановке под Москвой), со старшим сыном Ермолаем. Вот на этом снимке – наша долгая жизнь в Вермонте, мы жили 17 с половиной лет. Там написано «Красное колесо». Там выросли наши дети. Мы их учили – он математике, физике, астрономии, я – русскому языку и литературе. Хотя должно было быть все наоборот! Но мы с ним оба – математики по образованию. Еще одна фотография: последняя остановка перед Москвой в Ярославле, когда мы возвращались в Россию.

Он стоял на своем

– «Архипелаг ГУЛАГ» – произведение, нашедшее отклик во многих странах мира. На каких языках издано это произведение?

Наталья Солженицына: – Да, правильное замечание, что «Архипелаг ГУЛАГ» издавался по всему миру. И те средства, которые Солженицын получил за издание «Архипелага ГУЛАГа» по всему миру, писатель отдал в фонд помощи политзаключенным. Фонд действует и сегодня. Правда, теперь это уже не политзаключенные, а бывшие политзаключенные, которые попали в самую бедную часть российского общества. Люди уже очень пожилые, как правило, больные и без семей, потому что им пришлось сидеть по 17 лет в лагерях. Подобного рода людей в нашей стране много-много тысяч. Этот фонд Александр Исаевич основал в 1974 году, как только его выслали. Я с тех пор им и руковожу. Александр Солженицын настаивал, чтобы одним из условиев его возвращения назад в Россию стала публикация «Архипелаг ГУЛАГ». Разные деятели предлагали писателю опубликовать различные его произведения: «Матренин двор», «Раковый корпус». Но он сказал: «Когда именно «Архипелаг ГУЛАГ» будет напечатан – это будет знак, что перемены подлинны и глубоки». Он стоял на своем.

Что касается публикаций за границей, то речь нужно вести не только об «Архипелаге ГУЛАГ». Есть греческое издание книг «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», испанское и французское издание «Матренина двора» и «Последнего дня Ивана Денисовича» (французы вообще больше всех и быстрее всех издавали Солженицына). Его печатали хорваты, сербы, турки, арабы, словаки, сирийцы, египтяне, поляки, румыны, литовцы, чехи, немцы. Китайцы сейчас большой бросок совершают: «В круге первом», «Бодался теленок с дубом», «Раковый корпус» – все напечатано.

В рамках ОБЖ!

– Поясните, как сегодня трактуются произведения Александра Исаевича в школах?

Наталья Солженицына: – В конце 2009 года был проведен конкурс школьных сочинений и методических учительских разработок. Это стало большим открытием для всех, потому что нам прислали 389 работ из 180 населенных пунктов Российской Федерации. Причем, речь шла не только о произведениях «Последний день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» из школьной программы. О чем только не писали! Это нас потрясло. Надо сказать, что нас впечатлила и география – от Калининграда до Находки. Мальчик из железнодорожного колледжа Петербурга написал замечательное сочинение. 3 ученика получили призы и 6 учителей. Среди них педагог, который своим ученикам преподает «Архипелаг ГУЛАГ» в рамках уроков ОБЖ! Он использует несколько глав из этого произведения, где речь идет о побегах. Он рассказывает им об отношении зэков друг с другом. О доверии. О питании. Как составить неприкосновенный запас, и так далее… Словом, крайне необычное использование литературного материала учителем!

Вместе с тем

Антон Лихоманов, генеральный директор Российской национальной библиотеки:

- У нас в организации очень большое событие – в гостях Наталья Солженицына. Она уже не первый раз в этом зале в библиотеке, так что можно сказать, что эта встреча уже традиционная.

Неслучайно, что Наталья Дмитриевна Солженицына приехала в Российскую национальную библиотеку. Дело в том, что еще в 1963 году Александр Исаевич Солженицын работал в этих стенах. С этой библиотекой его связывали тогда и связывают сейчас в лице Натальи Дмитриевны тесные дружеские связи. В 1996 году Александр Исаевич встречался в здании на Фонтанке с почитателями своего таланта. В 2007 году совместными усилиями Российской национальной библиотеки был издан библиографический справочник писателя.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах