Елена Евсеева входит в состав звёздного десанта фестиваля «Dance Open», который в начале августа проведёт в Финляндии новый проект - «St .Petersburg - Savonlinna Ballet Days».
Обидные вещи
- Финны совсем не производят впечатление людей сдержанных, наоборот, - открытых и тёплых, - рассказывает Елена. - Однако самая строгая публика всё-таки петербургская. Но я её люблю. Петербуржцы видели столько великих исполнителей, что ищут подобное. У меня нет чувства соревнования с «великими», есть желание найти себя. И перепрыгнуть очень высокую планку.
Судьба сводила с разными людьми. Помню, знаменитая Нинель Кургапкина пришла, когда я только-только оказалась в театре и репетировала «Дон Кихота». Она посмотрела и говорит: «Ну, а когда спектакль? Ставьте в репертуар, что девочку мурыжить?» Это была самая высокая похвала.
- "АиФ-Петербугр": В Мариинке у вас уже образовался круг поклонников?
- Часть даже перешла из Михайловского театра, где я работала пять лет. Трогательно, когда в букет вкладывают открыточку с пожеланиями, посвящёнными мне стихами. Значит, я помогаю человеку творчески раскрыться! Среди поклонников попадаются такие интересные люди, что сам обогащаешься. Иногда критикуют. Это подстёгивает.
Но в профессиональной критике бывают обидные вещи. Когда-то меня это сильно било. Потом, почитав литературу про великих людей, поняла: не я первая, не я последняя. Но всё-таки порой хочется спросить: «А вы знаете, каково это всё даётся?». Как-то мне позвонили домой, когда уже шёл спектакль «Шурале»: «Срочно прибегай, балерина не может танцевать». Через 20 минут я была на сцене.
Судят всё строже
- "АиФ-Петербугр": Насколько важен в балете характер?
- Это самое важное. Нужен постоянный самоконтроль. Утром заставляешь себя пойти на урок. Вечером хочется погулять с друзьями - нельзя, потому что завтра репетиция. Прилетаешь на гастроли, на расслабление времени нет - урок, репетиция. Никого не волнует, что устал, засыпаешь. И при этом надо всегда хорошо выглядеть и женщиной себя чувствовать!
Я раньше наивно думала, что чем выше буду подниматься в профессии, тем у меня будет больше свободы. Нет. Судят всё строже, и ответственность растёт.
- "АиФ-Петербугр": Случается, что вы свою профессию ненавидите?
- Как-то была тяжёлая травма колена, я лежала на хирургическом столе и плакала… Профессия рискованная, ведь одно неосторожное движение - и можешь её лишиться.
А в современной хореографии есть опасные трюки. Их надо выполнять легко, красиво. Но чуть неточно - и летишь вниз головой. И всё-таки на сцену тянет: хочется общаться с публикой. Часто спрашивают, не волнуюсь ли перед своим выходом? У меня есть магические слова, которые ободряют: «Господи, да ведь всего 15 минут!» (смеётся).
А если серьёзно, мне без веры - никак. Порой такие ситуации, что только на Бога и надеешься.
- "АиФ-Петербугр": Наверное, в вашей судьбе не обошлось без провидения. Иначе как девочка из Ижевска стала звездой?
- Да, были счастливые случайности. В Ижевске меня просто на улице «заметили», когда прыгала через мячик. И мама отдала в хореографию. А я до этого чем только ни занималась: и спортом, и музыкой, и рисованием. Хореография всё затмила. Когда уже училась в Перми, поехала в Москву - просто посмотреть Международный конкурс балета. И в гостиничном лифте мы оказались с педагогом-репетитором театра Эйфмана. Потом она меня проэкзаменовала и спросила: «Хочешь в Петербург?» Так и приехала поступать. Из 80 девочек взяли меня одну.