- Скандалы в культурной сфере - это, конечно, беда Санкт-Петербурга, - говорит Михаил Пиотровский. Но в последнее время всё больше скандалов вокруг самого Эрмитажа. Сначала были попытки активистов запретить некоторые выставки в музее, а на днях депутат Милонов предложил провести в Зимнем дворце молебен «всех конфессий» в честь 400-летия дома Романовых.
На передовой
- Подобные предложения получаю каждый год, ничего нового нет. Разумеется, мы не разрешаем никаких молебнов в Зимнем дворце. На Дворцовой площади - пожалуйста.
Я написал Милонову, что идея о молебне не совпадает с планами и политикой Эрмитажа. У нас есть программа создания системы церемониальных событий, которые могут происходить в Зимнем дворце. Так, 25 декабря, в день изгнания французов из России, рота почётного караула выносила старинные знамёна, состоялся молебен. Когда отреставрируем Большую церковь Зимнего дворца, посвятим её памяти семьи Романовых: разместим личные вещи, экспонаты, связанные с их религиозной жизнью.
А скандалы в культурной сфере - это, конечно, и беда Петербурга, но и гордость: у нас здесь всегда решаются кардинальные проблемы.
В Москве всё сглаживают деньги, а у нас все конфликты обостряются. Мы находимся на острие борьбы между добром и злом.
«АиФ-Петербург»: - Почему, на ваш взгляд, именно в последнее время так активизировались все эти «борцы за нравственность»: казаки, православные?
- Не надо приплетать сюда казаков! Они обижаются. Казачество - важное движение в России, существует и Совет по казачеству, членом которого является Георгий Вилинбахов, мой заместитель. «Псевдоказаки» не имеют к настоящим никакого отношения. А священники говорят, что когда разговаривают с «псевдоправославными», у них волосы встают дыбом от их невежества.
Мы живём в виртуальном мире, и у нас появились «виртуальные образы», которые активно существуют в информационном пространстве. Это характерная черта нашего времени, когда желание сделать провокацию определяет деятельность многих людей. Бескультурье - данность сегодняшнего дня, дело людей от культуры - менять ситуацию. Найти способы образовывать население. Можно даже с помощью выставок и скандалов. Главное, чтобы люди начинали думать, размышлять.
Чувство достоинства
«АиФ-Петербург»: - Насколько пострадал имидж Петербурга за рубежом от всех этих скандалов?
- Образ города нисколько не подпорчен. На Западе дурацких вопросов всегда задают сколько угодно. Образ «бандитского Петербурга», активно проведённый из самого же города, портил много больше, чем истории с сексуальными меньшинствами и культурными скандалами. На самом деле чем больше новостей, тем лучше. Ведь не так много людей в мире интересуется Россией, и Петербургом в частности. А те, кому мы небезразличны, знают, что это за город.
«АиФ-Петербург»: - Кроме «борцов за нравы», какие возникают угрозы культуре?
- Приватизация и большие переделы собственности и власти, которые идут повсюду. А музей - единственная институция в стране, которая сохранила общественное достояние, не дав его приватизировать. Значит, остаётся лакомый кусок. Так что нам грозит рейдерство. Конечно, оно всегда было, но сейчас обострение.
«АиФ-Петербург»: - Насколько музеи помогают формировать национальную идею?
- Наша национальная идея - это сохранение чувства собственного исторического достоинства. Мне это словосочетание больше нравится, чем слово «патриотизм». А хранится культурное наследие как раз в музеях.
«АиФ-Петербург»: - А какая «выгода» государству от поддержки культуры?
- Для того чтобы страна была конкурентоспособной в современном мире, у неё должна быть очень высокая культура. Значит, государство должно её поддерживать. Иначе оно теряет уважение. Самой власти культура даёт спокойствие в обществе и проведение добрых идей.
Сейчас вышло много государственных документов, в которых упоминаются музеи. Но главное в них - насколько должно вырасти число посетителей? Насколько надо сократить численность работников музеев? И всё больше крепнет тенденция рассматривать культуру как часть досуга.
Трудно найти точные критерии успешности работы музеев. Но мировая практика показывает, что самое важное - не количество посетителей, а активное вовлечение музеев в жизнь общества.
Матрёшки под запретом
«АиФ-Петербург»: - Почему у нас никак не могут принять закон о меценатстве? Боятся, что им воспользуются жулики, чтобы уходить от налогов?
- Специальный закон о меценатстве нам не нужен. Необходимо изменить два-три пункта в Налоговом кодексе. Некоторые поправки уже внесли. Например, с 1 января для частных лиц, дающих деньги учреждениям культуры, существует скидка с налогов. Для корпораций такого пока нет. Поскольку в России много мошенников, то, действительно, власть боится, что будут жульничать в этой сфере. Наша позиция простая: пусть лукавят, но дают. Кстати, почти нигде в мире специальных законов о меценатстве нет, только в Америке и Канаде. Во Франции лишь недавно появились скидки с налогов.
«АиФ-Петербург»: - Возникают проблемы и с передачей музейных раритетов церкви. Спор Эрмитажа и Александро-Невской лавры о серебряной раке Александра Невского идёт до сих пор?
- Надгробье Александра Невского должно оставаться в Эрмитаже. Пусть государство, которое грабило храмы и переплавило огромное количество церковной утвари, сделает для Александро-Невской лавры копию. А вот если в музеях есть чудотворные иконы, им место в храме. И мощи должны быть в церкви. Ещё несколько лет назад Эрмитаж вступил в переговоры о том, чтобы те мощи, которые есть при иконах, передать храмам. Мы готовы начать церемонию.
«АиФ-Петербург»: - Правда ли, что у сотрудников Эрмитажа есть ряд табу? К примеру, никогда не называть город «Питер»?
- Мы в Эрмитаже не употребляем слово «Питер», только - «Петербург». Есть ещё несколько табу. К примеру, мы никогда не будем продавать в музее матрёшки.
«АиФ-Петербург»: - Что, по-вашему, значит сегодня быть культурным человеком?
- Быть культурным человеком - это понимать, что различия - прекрасны. А вот агрессивность - главный признак бескультурья.