Примерное время чтения: 7 минут
400

Страну спасут таланты. Борис Эйфман о жизни - духовной и растительной

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты - Петербург 24/04/2013

Санкт-Петербург, 29 апреля - АиФ-Петербург. Сегодня в театре Консерватории состоится премьера балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха».

Человек слаб и падок

АиФ-Петербург: - Борис Яковлевич, балет «По ту сторону греха» - новое прочтение вашего же спектакля «Карамазовы», награждённого всеми высшими театральными премиями. Зачем понадобилась переделка такого успешного произведения?

- После премьеры «Карамазовых» прошло уже 18 лет. 1995-й и 2013 годы - это две разные России. И два разных хореографа, ведь, к счастью, я развиваюсь как художник, совершенствуются технические возможности моего театра. В новом спектакле я отошёл от событийности романа, глубже погрузился в круг идей Достоевского.

Я и сам многое в своей жизни пересмотрел, всё больше ухожу в мир духовных ценностей. Эта метаморфоза и потребовала изменения концепции спектакля.

И второе - хореографический язык сегодня в нашем театре абсолютно иной. Это язык современного психологического балета.

Борис Эйфман - о трагической истории любви>>

 

Фото: Russianlook.com

 

АиФ-Петербург: - Классика помогает вам находить ответы на самые сложные внутренние вопросы?

- Если у тебя есть вопросы, то ответы всегда будут. Но многие люди живут вообще без вопросов: для растительного существования вполне достаточно удовлетворения инстинктов, физиологических потребностей.

Главные вопросы и ответы находятся не в классике, а в самом человеке. Все мы рождаемся с генетической памятью, каждый - кладезь накопленной веками мудрости. Есть люди, которые всю жизнь её в себе развивают, а другие давно потеряли ключик.

Самосовершенствование и самопознание - интереснейший процесс. Это тоже стало одной из причин переосмысления «Карамазовых».

АиФ-Петербург: - Почему вы дали спектаклю название «По ту сторону греха»?

- Рождённый ребёнок несёт на себе печать греха, унаследованного от его предков. Но также в нём заложена неистребимая тяга к очищению, искуплению. Вся жизнь человека - это постоянная борьба света и тьмы внутри нас. Сохранить Бога в себе - значит преодолеть массу искушений и соблазнов. Но человек слаб и падок. «По ту сторону греха» - это попытка заглянуть туда, где «дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

И Бог есть, и - всё дозволено? Борис Эйфман об искусстве и фальсификации>>

АиФ-Петербург: - Премьеру вы показываете всего один раз, да ещё не в самом большом зале. Очевидно, что он не сможет вместить всех желающих…

- У нас нет своей сцены в родном городе. Больше всего для спектаклей подходит Александринский театр. Летом он на три месяца сдаётся в аренду, и мы очень рассчитывали выступить на этой сцене. Но не получили от дирекции ни одного дня - всё отдано коммерческим структурам. Для нашего городского театра места не нашлось, хоть мы и платим за аренду на общих основаниях. А ведь он известен во всём мире и мог бы быть дополнительной приманкой для туристов. Мы много говорим о туристической привлекательности Санкт-Петербурга, но спокойно взираем на то, как летом его заливают «Лебединые болота».

 

Фото: Russianlook.com

 

Танцовщики - есть, артистов - нет

АиФ-Петербург: - Каковы, на ваш взгляд, критерии восприятия искусства? Достаточно ли простого «нравится - не нравится»? 

- Вообще, считаю, что нужно меньше обсуждать подобные вопросы. Восприятие искусства должно быть тихим. Ты питаешь себя энергией, эмоциями, и держи в себе, не выплёскивай, живи с этим.

Искусство - великое достижение человечества. Но нам нужно не только хранить прежние ценности, но и понимать, что каждая эпоха рождает свои. И волноваться, почему сегодня так редко и с таким трудом появляются произведения, достойные великих предшественников. Наблюдается кризис: что-то надломилось, показались признаки коррозии на новом поколении наших деятелей культуры. Современная идеология жизни, мораль не способствуют появлению светлых талантливых личностей. А только они могут спасти наше искусство, да и страну. Я убеждён, что великие таланты должны прийти из глубинки, они есть.  Нужна государственная программа по их открытию и поддержке.

АиФ-Петербург: - Для поиска и воспитания талантов вы открываете свою Академию танца?

- Нужно думать о развитии искусства балета, о его будущем. О воспитании нового поколения артистов.

В Академию мы привлекаем детей не только из обычных семей, но и из бедных, детей-сирот, дадим им бесплатное образование, медицину, питание. Мы оденем их в новую школьную форму, дизайн которой для нас делает Валентин Юдашкин. Будем водить учеников по музеям. Всё-таки они живут в Петербурге. Не секрет, многие даже не замечают, в каком прекрасном городе они находятся. А об этом надо знать и помнить. Если нам удастся спасти хотя бы пару сотен детей, дать им возможность прожить счастливую творческую жизнь - задача будет выполнена.

Мы мечтаем создать новую систему обучения, подготовить универсальных исполнителей. Артист - высокое звание. Сегодня мы наблюдаем танцовщиков с более или менее сильной техникой, но почти не видим артистов. Это особые люди, элита, они должны излучать неповторимую ауру, позитивную энергию.

Борис Эйфман: «Охаивая страну, плюёшь себе в душу»>>

Фото: Russianlook.com

Служить высоким целям

АиФ-Петербург: - Не коснулось ли «Театра балета Бориса Эйфмана» сокращение расходов на культуру в Петербурге? 

- Сегодня я нахожусь в идеальном положении руководителя театра, существующего при финансовой и моральной поддержке государства. При этом я свободен - никто не указывает, что нужно ставить и как. Это даёт энергию, оптимизм, уверенность в завтрашнем дне. Если раньше я завидовал моим западным коллегам, то сегодня многие из них завидуют мне и моим артистам. Это поразительно, как всё изменилось.

Конечно, мои петербургские коллеги справедливо возмущаются сокращением финансирования, которое коснулось и моего театра. Оно не решило финансовых проблем города, а здоровье подорвало многим. Считаю, это решение властей ошибочным. Будучи членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству, прекрасно знаю, какое серьёзное внимание президент и правительство уделяют культуре. И мы, её деятели, не должны быть бедными и убогими, чтобы искренне служить высоким целям, которые ставит перед нами государство.

Путин: «Дворец танцев» Бориса Эйфмана будет построен в Петербурге>>

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах