Санкт-Петербург, 19 мая – «АиФ-Петербург». Речь идёт о воссоздании в столице музея нового западного искусства, посодействовать которому в ходе прямой линии с президентом Владимиром Путиным попросила директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. Неужели Эрмитаж «разграбят» ради новодела? Ведь под вопросом коллекция французской живописи конца XIX - начала XX веков - Пикассо, Ренуар, Матисс.
- Как известно, в 1948 году Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) был упразднён, а его коллекции поделены между ГМИИ и Эрмитажем. И право отбора принадлежало московскому музею. Однако обычная сталинская несправедливость оказалась спасительной для коллекций. Шедевры уберегли от уничтожения и продажи за рубеж. А со смертью вождя народов сделалось возможным выставлять загнанные в запасники картины Матисса и Пикассо в Эрмитаже, а затем и в ГМИИ. К идее восстановления ГМНЗИ я отношусь как к маниловским мечтаниям. По прошествии ста лет коллекции, составившие этот музей, уже не отвечают его названию. Они - классика, а не «новое западное», что когда-то важно было подчеркнуть. Да и как можно задавать вопрос об успешности новоявленного ГМНЗИ, если нет даже намека на его местоположение? Предположим, что под такую идею построили новое большое и благоустроенное здание.
Но зачем? Новоделы для людей культуры не имеют смысла.
На передовой. Михаил Пиотровский - о том, чего музеям стоит война с невежеством >>
И что бы ни происходило с нашими музеями в прошлом, мы обязаны твёрдо отстаивать неотчуждаемость музейных экспонатов сейчас. Иначе мы начали бы требовать возвращения в Петербург Румянцевского музеума, с которым Александр II, вопреки завещанию и воле его создателя, обошёлся вполне самодержавно и отдал в Москву (часть его экспонатов, кстати, находится в ГМИИ). Или потребовали бы от ГМИИ вернуть Пуссена, парного к тому, что остался в Ленинграде… Эрмитаж, стоящий на точке права, ни с какими переделками коллекций, которые ему доверено хранить, никогда не согласится.
Альберт Костеневич, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
От редакции: Стоит помнить, что в 1920-е годы начался процесс преобразования Музея изящных искусств, работавшего как учебно-вспомогательное хранилище копий произведений мирового искусства, в музей столичного уровня - в Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина. Тогда в несколько приемов в ГМИИ поступило более 500 картин, изъятых из основного собрания Эрмитажа. Среди них были первоклассные работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана. Передача произведений нередко носила варварский характер. Так, были разделены парные полотна «Мальчик с собакой» и «Девочка - продавщица фруктов» Мурильо, «Танкред и Эрминия» и «Ринальдо и Армида» Пуссена, разрознен триптих Боттичелли.