В Корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная выставка «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения». На ней представлены более 150-ти произведений всемирно-известного художника-баталиста из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других российских музеев.
Послание завоевателям
Пожалуй, главное впечатление, которое оставляет вставка – необыкновенная современность полотен мастера. На раме знаменитой картины «Апофеоз войны», изображающей гору черепов на фоне выжженной солнцем степи, разрушенного города и кружащих ворон, можно прочесть «послание» Верещагина: «Всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Смерть и разрушение – такова, по Верещагину, цена всех побед. Василий Васильевич отступал от официальной концепции батального жанра, требующего прославления отечественного русского оружия, обращаясь к эпизодам, связанным с жестокостью войны. Даже в картине «Шипка-Шейново», на которой генерал Скобелев проводит смотр войск после окончательной победы и пленения турецкой армии, на первом плане изображены фигуры мёртвых солдат.
После одной из выставок в Петербурге художника даже обвинили в непатриотизме. Хотя Верещагин побывал на нескольких войнах, в Туркестане лично участвовал в обороне Самарканда и за проявленное мужество был награждён Георгиевским крестом. Во время русско-турецкой войны он штурмовал Плевну и Шипку, а во время боевой операции на Дунае был тяжело ранен.
«Незамечательные люди»
География поездок Верещагина для XIX века можно назвать экзотичной. Он бывал не только на театре военных действий, путешествовал и «для души», и в целом объездил мир от Дании до Филиппин, от Франции до Индии, от Англии до Средней Азии, от Кавказа – до Кубы, США. Последнее путешествие в Японию трагически оборвалось: вместе с адмиралом Макаровым Верещагин погиб на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 года.
Из всех поездок мастер привозил этюды, на которых запечатлевал пейзажи, архитектуру, местных жителей. Это был своего рода кинематографический подход к изобразительному искусству.
Потом, в мастерской, на основании зарисовок, художник создавал целые серии картин. Именно Верещагин открыл русскому зрителю мир Востока. С середины 1880-х годов мастер стал всё чаще бывать и работать в России, он обращается к темам, связанным с историей и национальной культурой. Он показывает себя и замечательным портретистом, создавшим галерею образов «нескольких незамечательных русских людей» – так, на выставке привлекает внимание картина «Старуха-нищенка 96 лет».
За свою 62-летнюю жизнь Василий Верещагин успел многое сделать для отечественного искусства, и для России – ведь зачастую он ездил по миру не просто как путешественник, но и имея задания как разведчик. Мастер сумел завоевать признание не только на родине, но и в Европе и Америке, организовав более 60 выставок своих произведений.
Сейчас петербуржцам предоставляется возможность оценить масштаб личности и самобытность творчества Верещагина.