Премьера оперетты Исаака Дунаевского «Женихи» состоялась накануне в Театре музыкальной комедии. Поставил её народный артист России Юрий Лаптев.
Вернуть Дунаевского
АиФ-Петербург: - «Женихи» - малоизвестная оперетта Дунаевского. В Театре музкомедии она не ставилась никогда. Чем же привлекла вас?
- Именно из-за того, что произведение незаслуженно кануло в Лету. Захотелось вернуть, дать возможность людям услышать замечательную музыку Дунаевского. Это ведь первая советская оперетта, с неё началась эпоха музыкальной комедии. Кроме того, сатирическая, на удивление созвучна нашему времени. Её герои: продажный фининспектор, частники-бизнесмены, боящиеся налогов и изменения политической ситуации, люди, которые не вписываются в эпоху. Есть замечательный персонаж: старая барыня, мало понимающая, что происходит вокруг: её уплотнили, в квартире поселились чужие люди и завелись мыши. Она говорит: «У нас никогда не было мышей, видимо, новая власть очень заботится о животных».
Интересно, что комедия «Женихи» была написана драматургами Адуевым и Антимоновым для Московского Театра сатиры в 1926 году. В этом театре Дунаевский служил заведующим музыкальной частью. Однако постановку всё откладывали… Тогда композитор дополнил комедию музыкальными номерами и передал Театру оперетты. Как вспоминали современники, премьера прошла под гомерический хохот и аплодисменты.
АиФ-Петербург: - Сатире всегда живётся трудно, на современной сцене её и не встретишь…
- Да, у нас материал такого высокого литературного качества встретишь редко! Здесь тексты, которые нужно слушать. Современный же зритель перестаёт слушать, соучаствовать, он привык к развлекательно-пассивному состоянию, которое воспитывает клиповое и комиксовое содержание телевидения.
АиФ-Петербург: - Хотите вернуть зрителю отечественную классику?
- Советскую классику. И надеюсь, что театральные руководители задумаются о нашем золотом фонде, который далеко не исчерпан. Он может дать пищу для мозга и услады сердца.
Вприсядку?
АиФ-Петербург: - С приходом в нашу страну мюзикла возникло мнение, что он - более сложный для исполнителей жанр, чем оперетта. Согласны?
- Категорически нет. Оперетта требует большего оснащения от актёра. Но надо отдавать себе отчёт: какого качества ты хочешь видеть оперетту? Я убеждён, что уровень, которого добивается этот театр, - уникален.
АиФ-Петербург: - Значит, превознося мюзикл, мы себя принижаем?
- Иностранщина, флёр неизвестности всегда у нас в почёте. Вспомните, что мэры городов открывали «Макдональдсы»! Мы и кока-колу пили на высших раутах, считая, что это изыск. Потом поняли, что помойка. Принижение, «приседание», видимо, наша национальная традиция, недаром и русский танец - вприсядку. Но - попляшем, поприседаем, а потом выпрямимся, плюнем, да и поедем своей дорогой.
Считаю, что мы в долгу перед опереттой, потому что театры музыкальной комедии долгое время формировались по остаточному принципу: в опере петь не можешь - в оперетту, в балете не можешь - туда же. А это неправильно. Оперетта для меня - жанр роскошный, загадочный, дающий заряд оптимизма и бодрости. Оперетта всегда говорит о любви, благородстве, честности, все интриги в финале будут разоблачены, и возлюбленные соединятся. Торжествует мораль, а её очень не хватает в нашей жизни.
АиФ-Петербург: - Но в «Женихах»-то положительных героев нет?
- Мне все эти персонажи симпатичны: и дьякон, и повар, и вечно пьяный извозчик… Ведь и в жизни нет только белого и чёрного, всё половинчато. Когда в советской классике встречаются вещи, педалирующие идеологию, ни в коем случае нельзя над этим издеваться, потому что это наша история. Если взглянуть с доброй иронией - тогда и совесть чиста, и воспринимается по-человечески.