Примерное время чтения: 5 минут
411

«Эрос, помоги!»: Библия для марихуаны

Режиссер: Ли Кан Шен

В ролях: Ли Кан Шен, Джейн Лиао, Айви Йи

Азиатское кино – лучшее доказательство известной истины о том, что Восток – дело тонкое. С точки зрения голливудских стандартов, это зачастую фильмы ни о чем: там слишком много молчания, тишины, долгих планов и хождений по кругу каких-то прописных истин. На самом деле, конечно, смысла в этом кино больше, чем в десятке голливудских мелодрам вместе взятых. Просто азиатские фильмы действуют более тонко, играя на ассоциациях, метафорах и какой-то иррациональной чувственности, которую зачастую выразить можно только молчанием. Получается очень красивое и выразительное зрелище, которое зачастую называют поэмами, стихами.

Ярчайшим представителем такого синематографа является тайваньский режиссер Вонг Кар Вай. Он, конечно, не один: в схожей стилистике работает и другой китаец Цай Мин-Лян. Но к этому молчанию и поэтизму он добавляет другую ключевую особенность азиатского кино, которой прославились корейцы Ким Ки Дук и Чен-Вук Пак – речь об экстремальных сценах жестокости, секса или каких-то извращений. Некоторые фильмы Ляна даже называли порно-мюзиклом (например, «Капризное облако»), но в его фильмах, конечно, нет порнографии в том смысле, о котором обычно все думают. А есть грустные истории о любви, смерти, одиночестве, где обнаженность тела лишь подчеркивает обнаженность души и служит богатейшим источником различным метафор и символов. В итоге фильмы Ляна неизменно получают призы на всех фестивалях, куда он приезжает (в том числе в Венеции, Берлине и Каннах), а самого режиссера называют «азиатским Антониони».

Ли Кан Шен – не просто ученик Ляна, а еще и исполнитель главных ролей практически во всех его картинах. Видимо, насмотревшись на работу маэстро, Шен решился сам выступить в роли режиссера. «Эрос, помоги!» - его дебютная работа, в которой он стал также автором сценария и по привычке сыграл главную роль. Более того, Шен где-то признался, что это автобиографическое кино, иллюстрирующее один из самых сложных этапов его жизни.

Сюжет прост – молодой человек А Цзэ, играющий на бирже (знатоки сразу вспомнят все того же Антониони и его фильм «Затмение»), теряет все деньги, после чего от него уходит девушка, а сам он не в силах оплатить даже электричество в квартире. В итоге – депрессия, усталость от жизни и желание умереть. Единственное, что задерживает А Цзэ в этом мире – марихуана, которую он выращивает дома и самозабвенно раскуривает чуть ли не с первым встречным, а также секс с продавщицами бетеля (такой тонизирующей тайской жвачки), одетыми как порноактрисы. Секс и трава в данном случае – это символ чего-то живого, настоящего, натурального посреди одетого в бетон и неон мегаполиса, где до тебя никому нет дела. А Цзэ, конечно, еще на что-то надеется: звонит в службу доверия для самоубийц и пытается познакомиться с симпатичной девушкой- оператором, распродает имущество и ставит последнее на какую-то лотерею.

Но ничего не получается: жизнь упорно отказывается все приносить ему всё сама на блюдечке. Вместо этого она предлагает внимательнее смотреть на окружающих и искать настоящую жизнь в них, а не в марихуане и быстро приедающихся оргиях. Ведь если присмотреться, можно увидеть искреннею любовь в глазах одной из продавщиц и искреннее же сопереживание, сочувствие в глазах отвергнутой тобой толстушки, которая оказывается единственной, кто готов был в последний момент протянуть руку помощи.

Эта грустная история в итоге превращается в ту самую поэму, стихи, где главное – не насыщенность сюжета и яркие спецэффекты, а способность передавать тончайшие переживания, проникать в душу и рассказывать о стандартных вещах так искренне и пронзительно, что об этой стандартности и затасканности темы сразу забываешь. Как кино «Эрос, помоги!» сделан в стилистике работ Цай Мин-Ляна, который к слову выступил продюсером картины: тут тоже полно экстравагантных сцен (герой, например, читает «Библию» горшку с марихуаной, а одна девушка пытается утонуть в ванной с угрями), много свежей фантазии, красивых планов, много тишины и символизма. И в тоже время это совершенно самодостаточная картина, которая ценна сама по себе – своей метафоричностью, блестящей операторской работой, трогательной музыкой и очень настоящей, живой игрой актеров. Рекомендуется всем, кто идет в кино для того, чтобы сопереживать, думать и чувствовать, пропуская увиденное через себя, а не через пачку попкорна.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах