Этот летний фестиваль на Карельском перешейке проходит уже в седьмой раз, заключительный концерт состоится 30 августа.
«Остановите здесь!»
- Алексей, как получилось, что вы - москвич, организовали фестиваль в курортном районе под Петербургом?
- Никак не разделяю Петербург и Москву. Живу на два города, но в последние четверть века я воспринимаю себя, скорее, петербуржцем. Началось с того, что в молодые годы попал в Дом творчества композиторов в Репино, здесь и произошло приобщение к городу через таких людей, как Вениамин Баснер, Леонид Десятников, Сергей Баневич, Аркадий Ипполитов.
А потом наступил такой период, когда мне в Петербурге давали выступать больше, чем в Москве. Здесь мне изначально везло на людей, которые в меня поверили и которым было интересно то, что я делаю.
- А ведь вы делали много проектов, связанных с новой музыкой, авангардом. При этом принято считать, что Петербург - город более консервативный, чем столица.
- Не так много, как хотелось бы. Но я рад, что совместно с институтом «Про Арте» удалось заказать и впервые исполнить в лучших залах сочинения Игоря Вдовина, Алексея Айги, Павла Карманова… А насчёт консервативности я бы поспорил, потому что здесь всегда был силён андеграунд в музыке, изобразительном искусстве, в театре.
- И всё-таки, чего не хватает городу, чтобы полноправно называться «культурной столицей»?
- Хватает всего! Наибольший резонанс в Москве всегда вызывают гастроли театра Льва Додина, оркестра Юрия Темирканова, Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, премьеры проектов Дианы Вишнёвой и спектаклей Леонида Десятникова. Всегда не попасть на Алису Фрейндлих.
Я бы не стал противопоставлять Москву и Петербург. Могу лишь заметить, что Москва помпезна и эклектична, в ней легко затеряться, а в Питере всё яркое и интересное сразу на виду. И ещё Петербург отличается от Москвы тем, что здесь в маршрутке люди, причём молодые, произносят: «Будьте добры, остановите, пожалуйста». А в Москве жёстко: «Здесь остановите!»
Без «шелухи»
- Вернёмся к фестивалю. Вы хотите научить людей «отдыхать культурно»?
- Ну как вам сказать… В Европе существует огромное количество летних фестивалей, которые сочетают и отдых, и серьёзное музицирование.
В соседней Финляндии грандиозные летние оперные циклы в Савонлинне и Миккеле, изысканные камерные фестивали. У нас же в последние годы на побережье установился диктат «шашлычных party». Я сам прекрасно жарю шашлыки, но всё-таки главная прелесть Карельского перешейка - чистый звук природы, красота и элегичность места. Наш фестиваль даёт возможность публике ощутить связь со знаковыми именами и традициями Серебряного века и слушать музыку от Баха и Моцарта, до Шостаковича и Сибелиуса. Эти имена востребованы, залы полны.
- Вход на концерты фестиваля - бесплатный. А исполнители у вас выступают первоклассные. Это энтузиасты, понимающие свою миссию?
- Насчёт миссии - не знаю, а энтузиазм, конечно, есть. Кроме того, лето - время, когда можно разучивать новые произведения, делать программы, которые потом прозвучат в филармониях. В этом сезоне мы посвятили вечера 125-летию Анны Ахматовой и 140-летию Всеволода Мейерхольда, ведь их жизнь и творчество напрямую связаны с Карельским перешейком.
Почётные дачники
- Заметила, что не такая уж у вас простая публика. На концерте в музее-усадьбе Репина в «Пенатах» были писатели Валерий Попов и Илья Штемлер, Почётные граждане Петербурга Даниил Гранин и академик Людвиг Фаддеев. Это тоже дачники?
- Да, все эти выдающиеся люди - дачники Карельского перешейка. А Даниил Александрович, к тому же, большой меломан, он всегда присутствует на концертах. Здоровье, к счастью, позволяет.
- Знаю, что фестиваль помогает музею «Пенаты». А есть ли ещё идеи поучаствовать в возрождении уникальных памятников Карельского перешейка?
- Мечтаем восстановить «беседку Улановой». Когда Галина Сергеевна отдыхала в Комарово, она ежедневно занималась в этой беседке балетным экзерсисом. Беседка ещё стоит, но уже покосилась, ищем спонсоров для реставрации. Самим не потянуть.
- Дачникам Карельского перешейка можно позавидовать... Вы не собираетесь расширять географию фестиваля?
- Всё время об этом думаем. Ведь «В сторону Выборга» - это не только из Петербурга, но и из Хельсинки тоже. Этим летом впервые один из концертов мы дали в городе Котка. В следующем году - юбилеи Чайковского и Сибелиуса, хотелось бы создать специальную программу из сочинений классиков соседних стран. И представить её и в России, и в Финляндии.
- И всё-таки лето в стране выдалось тревожное, а вы, как ни в чём не бывало, занимались музыкой. Неужели не возникало ощущения сгущающейся тьмы?
- Отвечу фразой Александра Блока, тоже, кстати, нашего дачника: «Чем хуже жизнь, тем лучше можно творить».