Примерное время чтения: 6 минут
211

ОБЪЕКТИВная политика

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и факты - Петербург 30/11/2011

Совсем юный Путин, вице-премьер Иванов в форме новобранца и светская львица Ксюша Собчак за учебником математики… Эти и другие уникальные кадры можно увидеть в коллекции Павла Маркина - старейшего фотографа Петербурга, лауреата многих престижных премий, в том числе «Золотого пера» и «Золотого пеликана».

«К Райкину не подходи!»

- "АиФ-Петербург": Не раз слышал мнение ваших коллег, что с появлением цифровой техники фотография как искусство умерла…

- Наверное, это своего рода ностальгия. Сам вспоминаю: когда в 50-х мы с отцом проявляли и печатали фотографии прямо в коридоре нашей большой коммунальной квартиры, это казалось настоящим колдовством.

В 70-е - тогда я уже работал в молодёжном приложении к газете «Смена» - во всём Ленинграде было всего 12 фотокорреспондентов. Кстати, у нас существовало жёсткое разделение труда. Например, никто не имел права снимать театр или армию. Потому что по армии «спецом» был фотокорреспондент Олег Пороховников, а по театру Юрий Белинский. И не дай Бог прийти на съёмку к Аркадию Райкину - фотограф Валентин Голубовский убьёт! Я снимал сельский труд, заводы, фабрики, простых рабочих людей. В целом же считаю, что в фотографии сегодня происходит прорыв.

- "АиФ-Петербург": Почему тогда фотокоров массово увольняют из печатных СМИ?

- Всё происходит волнообразно. В моей жизни бывали периоды, когда фотографии в прессе не ценились, и наоборот. Газеты из-за кризиса пытаются обходиться без фоторепортёров. Но на нашем факультете фотокорреспондентов при Союзе журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области сегодня обучается почти 300 человек!

Путин-невидимка

- "АиФ-Петербург": Политики и культурные деятели раскрывались перед вами в самых разных ракурсах. Кто из них произвёл самое сильное впечатление?

- Конечно, это Жириновский. Его фотографировать можно ежесекундно, и каждая из эмоций Владимира Вольфовича неповторима и непредсказуема.

- "АиФ-Петербург": Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Сергей Иванов начинали политическую карьеру в Петербурге. Можно ли было предположить в начале девяностых, что эти люди встанут во главе страны?

- Никогда не мог предсказать, что кто-то из моих героев станет в будущем министром или президентом. Например, с Сергеем Борисовичем Ивановым я служил в одном взводе. И он не отличался особой «солдатской выправкой» (на фото). Путина я вообще не запомнил в начале его карьеры - он оставался для меня человеком-невидимкой, пока я специально не «перешерстил» архив и не нашёл Владимира Владимировича на открытии салона «Honda». Когда я представил эту фотографию на очередной выставке, мой коллега Замир Усманов сказал, что не может такого быть, и это фотомонтаж. Ведь он сам снимал это мероприятие и Путина там не видел.

А вечером позвонил и признался, что тоже нашёл в архиве подобные кадры.

- "АиФ-Петербург": Вы знали и Анатолия Собчака задолго до того, как он стал мэром Петербурга…

- В феврале 1990 года получил задание сделать первополосный портрет Анатолия Александровича, как одного из кандидатов в народные депутаты первого созыва Ленсовета. В назначенный день позвонил в дверь скромной квартиры рядом с кинотеатром «Прометей». Собчак задерживался. Людмила Нарусова угостила меня кофе с твердокопчёной колбасой. Маленькая Ксения в это время просила маму помочь ей с заданиями по математике, никак не могла разобраться с таблицей умножения (на фото).

Прошло часа три, Анатолий Александрович так и не появился. С той несостоявшейся съёмки Собчака остался кадр, как Ксюша грызёт гранит науки. Снял Собчака лишь через несколько дней, после долгих погонь за молодым политиком. А после выхода газеты нашему главному редактору позвонили из обкома КПСС и устроили полный разнос за откровенную агитацию за самого «неперспективного» кандидата в народные депутаты. Схлопотал выговор и я.

Попало от жены

- "АиФ-Петербург": Говорят, вам не раз приходилось быть на волосок от гибели с камерой в руках…

- В 1975 году меня чуть не подстрелил снайпер, когда я пытался снять с крыши дома на Невском прохождение сводного оркестра ЛенВО в День Победы. Однажды снимал на Финляндском железнодорожном мосту, свалился в Неву и едва не утонул. Но фотокамеру из рук не выпустил! Пленка слиплась, однако я сумел её проявить и напечатать кадр в номер. Правда, фотоаппарат практически вышел из строя.

А в 1991 году втайне от семьи поехал снимать первый грузино-осетинский конфликт. Жене сказал, что отправляюсь в командировку во Владикавказ, на самом же деле рванул с коллегой на перекладных в Цхинвали. Провёл там несколько дней, каждый день ночевал на новой квартире, потому что за нами была установлена слежка. В одну из ночей услышал звук разбитого стекла, и пуля вонзилась в стену сантиметрах в 10 над головой. Было жутковато.

А жена увидела меня в сюжете по Первому каналу - я шёл вдоль колонны беженцев в поисках кадра. Когда вернулся, мне попало по первое число!

- "АиФ-Петербург": Известный фотограф Андреас Гурски продал своё фото за 4,3 миллиона долларов. Есть ли у вас снимки, которые можно было бы продать очень дорого?

- Думаю, за те 60 лет, что снимаю, я собрал немало уникальных снимков. Но я слишком дорожу дружбой со многими моими фотогероями и никогда не опубликую на них какой-то компромат. Хорошие личные отношения для меня важнее.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах