В начале января у руководителя знаменитого «Ленинградского диксиленда» заслуженного артиста России Олега Кувайцева - юбилей. День рождения отмечает и Филармония джазовой музыки, в которой Олег Григорьевич и его коллектив работают уже не один десяток лет.
Страна Дикси
АиФ-Петербург: - Олег Григорьевич, знаю, что «Ленинградский диксиленд» признан лучшим даже на родине джаза в Америке. За счёт чего такой успех?
- Нашему оркестру 57 лет, в мире таких раз-два и обчёлся. Сохранить коллектив сложно, в той же Америке музыканты мигрируют из одного оркестра в другой. Наши оркестранты в основном люди в возрасте, но задор и отношение к делу такие, что молодые могут позавидовать. На концертах в Филармонии джазовой музыки зал - битком. И на протяжении 25 лет мы специально выступаем для детей. Это приносит плоды: растёт смена слушателей, а некоторые уже сами стали музыкантами.
Филармония джазовой музыки - это университет для музыкантов города, ребята перевидали многих американских звёзд, многое переняли. И если говорить о качестве петербургских исполнителей, к примеру, саксофонистов, то у нас такое количество блестящих профессионалов, что ни одному городу Европы не снилось. Петербург - столица Европы по джазу.
АиФ-Петербург: - Вы - саксофонист, но ведь в диксиленде главное - банджо?
- Нет, это прежде всего - духовой оркестр и банджо. А знаете, как возник диксиленд? Когда закончилась испано-американская война 1898 года, с Кубы в порт Новый Орлеан прибывали военные музыканты и за бесценок продавали свои инструменты. Луи Армстронг первую свою трубу купил за 15 центов. А почему в диксиленде банджо, а не гитара? Банджо - это барабан, на который натянуты струны. Дело в том, что рабы на плантациях играли на барабанах, но им запретили, потому что боялись, что так они передают информацию. Тогда они натянули на барабаны струны.
Интересна и история появления слова «диксиленд». В XIX веке штат Луизиана с портом Новый Орлеан был французской колонией. Наполеон продал территорию американскому правительству. Но так как большинство населения продолжало говорить по-французски, то на десятидолларовой купюре сделали надпись на двух языках. С одной стороны английское «Ten», а с другой - французское «Dix», что в народе читали как «дикси». Территорию, на которой ходили такие странные деньги, стали называть «Страна Дикси» - «Дикси Лэнд». И когда спрашивали: «Откуда эти ребята, которые так хорошо играют?», им отвечали: «Из Дикси Лэнда».
Заболел саксофоном
АиФ-Петербург: - А вы-то сами как оказались в джазе?
- Мой отец был лётчиком транспортной авиации, кто-то из союзников подарил ему приёмник, и я услышал завораживающую музыку - это был джаз, а мне казалось: лилипутики играют. В музыкальной школе учился на баяне, а когда увидел саксофон - просто заболел этим инструментом.
Закончил Политехнический институт, играл в студенческом оркестре, стал инженером, а как-то проходил мимо клуба Калинина и увидел объявление: «Требуется саксофонист». Меня взяли, но я поставил условие: «Можно буду брать саксофон домой, заниматься?» Потом пригласили в профессиональный оркестр, и надо было решать - остаться инженером (а к этому времени у меня и сын родился) или стать музыкантом, практически - уйти «в никуда». Я выбрал джаз.
А на саксофоне до сих пор не наигрался, занимаюсь каждый день. Сейчас мы делаем новую программу, которую сыграем 24 января, к 70-летию прорыва блокады. Военные песни хорошо ложатся на наш стиль.
АиФ-Петербург: - Опыт общения с джазменами показывает, что они - общительные, весёлые люди. Почему?
- Потому что джаз - это музыка свободных людей. Как сказал Чарли Паркер: «Сначала познай инструмент, потом музыку, а потом - просто играй». В нашей сфере, действительно, много интересных людей, с юмором. А все беды делаются персонажами, которые насупливают брови.