Главный вопрос
- Свой юбилей отмечу работой, - рассказывает Валерий Владимирович. - А как иначе? Обложиться грамотами и орденами? Это бред. Нужно доказать, и прежде всего себе, ты что-то можешь!
Спектакль «Сегодня. 2016» - для меня абсолютно новый опыт, потому что впервые ставлю на Новой сцене, оборудованной по самому последнему слову техники. Нужно суметь использовать все уникальные возможности. К тому же давно не работал над современным материалом и доволен, потому что люблю рискованные вещи. По жанру спектакль - фантастика, в основе - повесть молодого Кирилла Фокина «Огонь».
- В повести действует «неизвестная и непонятная людям разумная сила». Только «инопланетянам» под силу навести порядок в нашем «Сегодня»?
- Всё от Бога, я так считаю. В том числе «инопланетяне». Но уже предчувствую негативную реакцию на спектакль определённых кругов. У нас ведь сейчас время оскорблённых и отлавливающих: «Ты с кем? Наш или не наш? С «инопланетянами», или с Богом?»
А в жизни всегда существует только один вопрос - как нам остаться людьми? Раз уж выпал такой подарок - жизнь, то нужно думать, для чего? Это главная тема в литературе, драматургии, особенно в российской. Остальные вопросы актуальны с точки зрения сегодняшнего дня. Они временные.
Кто виноват?
- С вашим приходом в театр в 2002 году успешно прошла реконструкция старинного здания Александринки, кроме того, у театра появилась Новая сцена. Предполагали ли вы, что придётся сосредоточиться на строительстве?
- Почти четырнадцать лет назад моей задачей было вернуть престиж театру. Во всех смыслах: от уровня труппы, создания репертуара до реконструкции здания и строительства Новой сцены. В том, что всё удалось реализовать, особой заслуги не вижу. Это можно отнести к удачному стечению обстоятельств.
- Вы - коренной москвич, что изменили в вас Петербург и Александринка?
- Если бы Бог не дал мне такой счастливой возможности, это было бы большим упущением с его стороны (улыбается). Город и театр меня изменили и обогатили как творческого человека. Петербург я любил через великую русскую литературу и когда впервые приехал сюда в 1971 году, чувствовал, что очутился в давно знакомом месте.
Ну а Александринский театр - особенный, это первый репертуарный национальный театр России, в этом году мы отмечаем его 260-летие. В лучшие свои периоды Александринка соединяла абсолютно разные театральные направления. Здесь возникало нечто неожиданное и новое.
- Насколько сказывается на театре сложная международная обстановка? Так, Национальный театр Польши не приехал на ваш фестиваль.
- Люди театра, несмотря на политические разногласия между странами, всегда общаются отрыто. Сложностей нет. И с поляками всё будет нормально. Мы приглашены на театральную олимпиаду во Вроцлаве, который в этом году стал культурной столицей Европы. Так и живём: совершаем ошибки, наступаем на одни и те же грабли, история нас ничему не учит. Про это также наш спектакль.
- За вашей спиной - более восьмидесяти спектаклей, поставленных в России и за рубежом. Каковы ваши личные критерии успеха?
- Считаю, что спектакль получился, если разрыв между замыслом и реализацией минимальный. За свою карьеру я выделил бы спектаклей пять-шесть, потому что в них удалось добиться наибольшей гармонии. В молодости казалось, что главное - сделать первый спектакль, а там уже покатится. Ничего подобного… Чем старше, тем труднее, потому что возрастает степень профессиональных претензий к себе. Опыт - вещь полезная, но и вредная, потому что может возникнуть иллюзия, будто бы всё знаешь.
Режиссёр действительно должен делать такой вид. На самом деле он знает только направление, идёт впереди с фонарём, а все - за ним. Но куда придут - неизвестно. Если грохнутся в пропасть, кто виноват? Он. Шёл-то первым. В профессии изначально заложено одиночество.