Академик живописи Леонид Пастернак, отец знаменитого поэта, ушел из жизни ровно 71 год назад – 31 мая 1945-го. Он сумел вписать свое имя в историю отечественной культуры, став одним из самых интересных представителей группы русских импрессионистов.
SPB.AIF.RU рассказывает, как сложилась судьба Леонида Пастернака, чьи работы сегодня можно увидеть в лучших музеях мира.
«Письмо с родины»
Будущий художник появился на свет в Одессе 22 марта 1862 года. Леонид Осипович окончил гимназию в 1881 году, при этом совмещая свою учебу с частым посещением Одесской рисовальной школы. Далее в жизни будущего живописца была недолгая учеба на медицинском факультете Московского университета и параллельные занятия рисунком в мастерской академика Сорокина.
Однако метания Пастернака на этом не закончились – он перевелся на юридический факультет Одесского университета. Это было сделано, поскольку учебное учреждение предоставляло своим студентам возможность обучаться за рубежом. В итоге, Леонид Осипович провел несколько семестров в Мюнхенской Королевской Академии изящных искусств. Пастернак всегда тепло вспоминал то время. В Германии он посещал музеи, состоял также в русском кружке, который возглавляла Валентина Серова, мать ещё одного знаменитого художника. Знакомство с этой женщиной послужило началом крепкой дружбы двух семей, впоследствии обосновавшихся в Москве.
Сразу после университета Пастернак попал на военную службу. Эскиз, созданный в армии, дал сюжет для первой большой работы - «Вести с родины». Этот холст впоследствии принесет Леониду Осиповичу славу. Над картиной он начал работу в 1889 году, переехав в Москву. Пастернак снял для этого номер в гостинице. О художнике, прибывшим из провинции, прознал и Павел Михайлович Третьяков. Он посетил живописца и тут же купил «Вести с родины» для своей коллекции. Сегодня работа находится в Государственной Третьяковской галерее.
Пастернак создавал «Вести с родины» для очередной Передвижной выставки. Её успех привел к тому, что Леонид Осипович стал известен как один из наиболее видных художников своего времени.
Своих учеников к Пастернаку посылали Илья Репин, а Николай Ге называл его своим продолжателем.
Приглашение Толстого
Всё время работы над принесшей ему славу картиной Пастернак вел переписку со своей невестой – пианисткой Розалией Кауфман, оставшейся в Одессе. Они смогли пожениться после выставки в Петербурге. На торжество пошли деньги, полученные от Третьякова за «Вести с родины».
В этом браке вскоре родился сын Борис Пастернак, будущий поэт, и Александр, ставший впоследствии известным в стране архитектором.
1890-е годы были особенными в жизни Леонида Осиповича. В то время он сблизился с писателем Львом Николаевичем Толстым, стал преподавать в Училище живописи, ваяния и творчества.
Было признание Пастернака и в любимом им Мюнхене. Здесь на международной выставке он получил премию за картину «Ночь перед экзаменом», которая теперь входит в постоянную экспозицию парижского музея д'Орсэ.
Особенным событием для Леонида Пастернака стало предложение семьи Толстых проиллюстрировать книгу Льва Николаевича «Воскресение». Сам писатель восторгался портретностью рисунков Пастернака, угадыванием изображаемых в романе лиц. Серия этих работ попала в толстовский музей в Москве.
Бегство от нацистов
В 1902 году в семье Пастернака насчитывалось уже четверо детей – на свет появились девочки Жозефина и Лидия. Леонид Осипович любил рисовать родных. О Пастернаке в шутку говорили, что «дети кормят родителей». Дело в том, что детские портреты имели оглушительных успех у публики. Также художник работал и над заказом парижского Люксембургского музея. Его руководство в начале XX века заказало пяти наиболее известным художникам по одной картине из русской жизни. Пастернак подготовил пастель «Толстой в кругу семьи».
Леонид Осипович был также членом учредителем Союза русских художников, ставший в период с 1903 по 1922 году центром художественной жизни страны. В 1905 году Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.
Когда Пастернаку было уже почти 60 лет, его состояние здоровье ухудшилось. Тогда он взял супругу и дочерей и отправился в Берлин. Художника сильно подкосили лишения военных и послереволюционных лет. В Германии же он испытал новый подъем творческих сил. Здесь он создал портреты многих ученых, писателей и художников того времени. Запечатлел на холсте физика Альбетра Энштейна и писателя Герхарта Гауптмана и многих других известных деятелей. Популярность Пастернака росла – пресса восхищалась его работами.
В Германии Пастернаку, как еврею, после 1933 года было запрещено преподавать и заниматься живописью. Леонид Осипович думал над возвращением в СССР, но ему пришлось уехать в Англию, где уже жили его дочери.
Вскоре после переезда в Лондон от сердечного приступа скончалась супруга Пастернака Розалия Исидоровна. Художник, тяжело переживавший потерю, продолжил работать. Он писал картины «Мендельсон, дирижирующий «Миссию» Генделя», «Пушкин и няня», а также «Толстой за рабочим столом».
Бушующую Вторую мировую войну Пастернак переживал у дочери в Оксфорде, где и скончался 31 мая 1945 года, оставив после себя талантливейшее потомство и неоценимое культурное наследие, которое находится, в частности, в Государственном Русском музее в Петербурге и в Третьяковской галерее.