Легендарный «солнечный клоун», народный артист Олег Попов в эти дни выступает в Петербурге в Цирке на Фонтанке. Это произошло впервые за 26 лет с момента его отъезда за рубеж.
SPB.AIF.RU, Елена Данилевич: - Олег Константинович, мы все очень рады вас видеть, но известно, что вы долгое время отказывались приезжать в Россию. Что сломало лёд недоверия?
Олег Попов: - Несмотря на то, что я 26 лет живу в Германии, связь с Россией никогда не прерывал. И в курсе того, что делается на родине. И грустные, и радостнее события, происходящие в стране, для меня очень важны. Поэтому когда меня пригласили в Сочи для участия в награждении победителей международного циркового конкурса «Мастер», решил не отказываться. Сегодня искренне доволен, что поступил именно так. Почему? Ведь я как думал: мне 85 лет и надо уже заканчивать выступления. 60 лет на сцене - всё, хватит. Но когда вышел в Сочи на манеж, две тысячи человек встали и аплодировали так, что я даже заплакал и понял - меня не забыли. Ведь цирк моя жизнь, мой воздух. А здесь у меня открылось второе дыхание.
Какой я шпион?
- Но уезжали вы с большой обидой…
- Конечно, обиделся. Когда подал документы на пенсию, мне назначили мизерную сумму, хотя я столько лет работал и приносил государству миллионы. Но не это главное. Никто даже спасибо не сказал! А ведь были ситуации, когда меня с пневмонией забирали прямо из больницы. Зал был полный и я не мог отказать, хотя выступал на уколах, а внизу поджидала «скорая». Кроме того, все мои накопления сгорели в 90-х во время дефолта. Не идти же в подземный переход шарики подбрасывать? Так я остался в Германии.
Тогда в СССР считалось: уехал за границу – уже враг народа. Обо мне тоже говорили – негодяй, предатель, шпион. Хотя какой я шпион? Я всегда оставался русским и имел русский паспорт. Канцлер Коль мне предлагал немецкое гражданство, но я отказался, потому что я русский человек. Здесь мои корни, я вырос на этой земле. Поэтому когда в день 70-летия пришла телеграмма от Путина, был этому очень рад. Естественно, приятно получить поздравления от главы государства. Но это был жест понимания и для всех тех, кто по разным причинам очутился вдали от родины, но мысленно всегда с ней. Хорошо, что наступили другие времена, и сегодня эти вопросы решаются по-человечески.
- Когда в прошлом году вы посетили Москву, первым делом отправились на кладбище на могилу первой жены. В 1990-м вам так и не удалось приехать на её похороны…
Вместо шприцев… сосиски
- Многие ваши репризы вошли в историю мирового цирка. А как придумываются номера, которые становятся хитами?
- Часто совсем неожиданно. Когда лежал в больнице, мне делали уколы, и я наблюдал за подготовкой. Сейчас шприцы одноразовые, а раньше их кипятили. У меня была программа «Лечение смехом», где я играл главврача. И вот публика ждёт, что я стану делать то, что положено доктору. Действительно, я снимал крышку кипящей кастрюли и оттуда доставал… сосиски вместо шприцев. И с аппетитом их ел. Также мне очень нравился саксофон. Но студенту приобрести этот инструмент было невозможно. Еда или музыка – выбирай. Все же в комиссионке, отказываясь от всего, я его купил. Попросил музыканта из оркестра, чтобы показал мне азы. Но инструмент оказался такой плохой, что играть на нем было невозможно. И я от злости откусил мундштук. Так появилась реприза: выхожу и вместо того, чтобы исполнять мелодию, съедаю мундштук саксофона. А самая любимая – солнечный луч, пойманный в авоську.
- Знаменитый мим XX века Марсель Марсо говорил, что задача клоуна «Сказать всё, не вымолвив ни слова». А каким сегодня должен быть юмор?
- Современными и понятным. Ведь всё стремительно меняется: мода, музыка, одежда, особенно техника. Я, например, из того века, когда с телефонами было трудно, а сейчас у каждого ребёнка едва не по два мобильных и компьютер он знает почти с младенчества. Информация со всех сторон тоже идёт потоком. В этой ситуации артисту требуется особое умение, чтобы достучаться до зрителя. В цирке ещё сложнее, потому что там меньше слов, чем на эстраде или в театре. Поэтому надо, как Чарли Чаплин, обо всем – без языковых границ.
Ему 60, ей 30
- На афишах значится еще один участник программы – Габриэла Попов. Кто это?
Я прожил у неё месяц, пока не заключил контракт с цирком в Голландии, а вскоре она стала моей женой. Мне было 60, ей 30, так повернулась судьба. Она оставила аптеку, где работала провизором, и мы стали выступать вместе. Она жонглирует, играет на различных инструментах, танцует степ, дрессирует пони, крыс и собак. Вскоре отметим 25 лет свадьбы. Живем весело и стараемся не обижать друг друга. Говорим дома по-русски, за это время Габи прекрасно выучила русский язык. Ладит она и с моей дочкой Ольгой, которая тоже в Германии. Сейчас Габриэла в Петербурге, будет мне ассистировать на манеже.
- Вы также приехали с Чудиком. Что за персонаж?
- Это уже третий Чудик, собачка скотч-терьер. С этой породой работал великий клоун Карандаш-Румянцев, и я попросил у него разрешения завести такую же. Дома Чудик-3 все делает прекрасно, но когда выходит на манеж, от света, пространства может растеряться, поэтому усиленно репетируем.
- Говорят, вы сами делаете реквизит для своих номеров, да и вообще никого не подпускаете к творческой кухне.
- Я же начинал учеником слесаря, на комбинате «Правда» поэтому всё умею. В Германии у меня есть домик и мастерская, где могу сделать то, что сочинил. Да и просто подумать, привести мысли в порядок. Не случайно говорят: «Когда клоун смеется – с ним смеется вест мир, когда клоун плачет – он плачет один». Главное, чтобы человек оставлял после себя чистые следы, и у него была любимая профессия. Вот мой внук ремонтирует машины и счастлив. Я тоже хотел стать клоуном и у меня это хорошо получилось.